Главная >> Об Альянсе >> Деятельность >> Реализованные проекты

Реализованные проекты

Тесное взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти, с международными и общественными организациями, научным сообществом, с компаниями-операторами услуг в сфере трудовой миграции способствовало реализации совместных проектов, направленных на развитие нормативной правовой базы и компонентов инфраструктуры сферы услуг, оказываемых как работодателям, так и соискателям вакантных рабочих мест из числа иностранных граждан

pixel


В ходе подготовки и проведения ежегодных заседаний Консультативного совета экспертная группа МАТМ готовила предложения по вовлечению негосударственного сектора в регулирование процессов трудовой миграции на территории государств - участников СНГ. В частности, при поддержке Исполкома СНГ и Московского представительства МОТ на ХIII заседании Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств - участников СНГ, прошедшем в мае 2001года в Душанбе, одобрено предложение экспертной группы по созданию сети некоммерческих информационно-консультационных центров «Внешняя занятость». Такие центры были созданы в Бишкеке (Республика Кыргызстан), в Новосибирске и в Москве, где они эффективно функционировали.

В целях имплементации положений Конвенции МОТ №181 от 1997 года «О деятельности частных агентств занятости» в российское законодательство экспертная группа МАТМ, в тесном взаимодействии с Представительствами в Российской Федерации Международной организации по миграции (МОМ)и Международной организации по труду (МОТ), участвовала в подготовке и проведении более десяти тематических международных конференций и семинаров. Особо следует отметить участие и выступление представителей МАТМ на Всемирной конференции частных агентств по трудоустройству в Швейцарии в 2004 году (Ю.Г. Стрельцов)и на тематической сессии ОБСЕ в Вене в 2009 году (Н.В. Курдюмов). Кроме того, эксперты МАТМ участвовали в многочисленных семинарах и рабочих встречах в Украине, Таджикистане, Киргизии, Молдове, Азербайджане, Казахстане, в результате чего оказано содействие в формировании национальных ассоциаций частных агентств занятости (ЧАЗ), действовавших в сфере трудовой миграции в Украине, Киргизии, Молдове. В 2008 г. МАТМ заключил соглашения о взаимодействии с Миграционной Службой МВД Республики Таджикистан и Государственным комитетом Кыргызской Республики по миграции и занятости. Соглашения способствовали формированию цивилизованного рынка услуг в сфере трудовой миграции на пространстве СНГ.

Информационная кампания имела целью содействие процессам легализации трудовой миграции на фоне реформирования российского миграционного законодательства. Весной 2005 года на самом высоком политическом уровне было фактически признано, что нужны перемены в сторону либерализации миграционного законодательства. Это стало началом пути к кардинальному изменению парадигмы миграционной политики России. Миграция в качестве одного из основных факторов роста была включена в такие стратегические документы, как Концепция демографического развития, Программа действий на рынке труда, и др. В рамках реформы управления изменился статус Федеральной миграционной службы (ФМС России), повысился уровень ее самостоятельности. Новое руководство ФМС России начало активно принимать участие в законотворческой деятельности, в сотрудничестве с гражданским обществом через прямой диалог с научными экспертами и представителями общественных организаций, в числе которых был МАТМ, предложивший совместно с другими партнерами провести Информационную кампанию по нововведениям в миграционной сфере. Информационная кампания включала в себя ряд мероприятий, центральное место среди которых заняли «Международная ярмарка работодателей, привлекающих иностранную и российскую рабочую силу» и Международная конференция по теме: «Повышение роли цивилизованной трудовой миграции в развитии экономики России и стран ближнего зарубежья: роль и место работодателей и частных агентств занятости». Поскольку Информационная кампания носила международный и межрегиональный характер, участниками ее мероприятий стали государственные органы России и СНГ, работающие в сфере трудовой миграции, работодатели, привлекающие ИРС и работников из регионов РФ, кадровые агентства и организации, обслуживающие процессы трудовой миграции, представители деловых кругов и общественных организаций, всего более 1000 человек.

В рамках подготовки и проведения Международных форумов, как в России, так и в Таджикистане, эксперты МАТМ, в тесной координации с Комитетом по делам СНГ Совета Федерации Федерального Собрания РФ, активно продвигали проекты национальных и двусторонних правовых актов и механизмов, направленных на регулирование деятельности негосударственного сектора на рынке услуг по трудовой миграции, в частности, развитие деятельности информационно-консультационных центров (ИКЦ), частных агентств занятости (ЧАЗ), кадровых и рекрутинговых компаний и др., что способствовало разработке как в России, так и в Таджикистане проектов законов о деятельности ЧАЗ, а также разработке и последующему принятию по линии Межпарламентской Ассамблеи СНГ модельного закона «О деятельности частных агентств занятости» и по линии Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС модельного закона «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства».

Во взаимодействии с соответствующими комитетами и комиссиями Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, Парламентской Ассамблеи Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), Комитета по делам СНГ Совета Федерации Федерального Собрания РФ экспертами МАТМ разработаны, одобрены национальными парламентами и в дальнейшем приняты на заседаниях Межпарламентских Ассамблей проекты следующих типовых нормативных правовых актов:
- Рекомендации по гармонизации законодательств государств-членов ЕврАзЭС в области страхования трудовых мигрантов на основе сравнительно-правового анализа (2008г.)
- Типовой законодательный акт «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства» (2008г.)
- Рекомендации по гармонизации национального законодательства государств-участников СНГ в сфере борьбы с незаконной миграцией (2008г.)
- Модельный закон «О деятельности частных агентств занятости» (2010г.)
- Федеральный закон «Об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства трудящихся-мигрантов» (2009г.)
- Концепция общего миграционного пространства государств-участников СНГ (2010г.)
- Рекомендации по гармонизации законодательных условий социальной защиты и предоставления услуг незащищенным слоям населения в государствах-членах ЕврАзЭС (2009г.)
- Типовой проект законодательного акта «О социальной защите трудящихся мигрантов и членов их семей в государствах-членах ЕврАзЭС (2010г.)
- Модельное соглашение государств-участников СНГ о реадмиссии (2011г.)
- Конвенция о межрегиональном сотрудничестве государств-участников СНГ (2013г.)
- Рекомендации по развитию миграции, осуществляемой с целью обучения и стажировки граждан государств-участников СНГ (2012г.)
- Рекомендации по стимулированию интеграции иммигрантов в принимающие сообщества, в т.ч. через обучение государственному языку принимающего государства, содействие в трудоустройстве, получение общего и профессионального образования, участие в местном самоуправлении (2012г.)
- Модельный закон «О миграции трудовых ресурсов (новая редакция)» (2013г.)
- Модельный закон «О миграции» (2016г.)
- Модельное соглашение «Об организованном наборе граждан для осуществления временной трудовой деятельности на территории СНГ» (2016г.)
- Рекомендации по созданию положительного имиджа трудовых мигрантов в государствах-членах ОДКБ (2015г.)
- Рекомендации по совершенствованию национального законодательства государств-членов ОДКБ в сфере пенсионного обеспечения трудовых мигрантов (2016г.)
- Модельный миграционный кодекс для государств-участников СНГ (в работе до 2019г.)
- Модельный закон «О беженцах» (в работе до 2019г.)
- Соглашение о банке недействительных документов, удостоверяющих личность, государств-участников СНГ (в работе до 2019г.)

По итогам реформы в сфере миграционного законодательства и с целью обобщения существующей в РФ правоприменительной практики в сфере трудовой миграции, по заказу Московского Бюро МОМ и при поддержке ФМС России проведены следующие мероприятия:
- сбор, систематизация и анализ материалов по административным и судебным прецедентам в отношении работодателей и трудовых мигрантов, включая выявление юридических коллизий в существующей правоприменительной практике;
- подготовка и издание сборника «Правоприменительная практика в области регулирования внешней трудовой миграции», включившего в себя обзор положений нового миграционного законодательства и практики его реализации, в том числе, обзор судебной практики по применению административного законодательства в ряде субъектов РФ;
- подготовка и издание сборника «Анализ правоприменительной практики по отдельным административным нарушениям в сфере миграции», составленный на основе анализа решений судебных органов различных инстанций, вынесенных при рассмотрении дел, связанных с административными правонарушениями в сфере миграции;
- презентация и распространение сборников среди широкого круга практиков, включая юристов, работников органов государственной власти, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, преподавателей ВУЗов, студентов и других специалистов, интересующихся вопросами регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации.

Во взаимодействии с Московским агентством по развитию предпринимательства, при поддержке Правительства Москвы и при участии компании-операторе услуг ООО "ОСТ" оказана консультационная поддержка 1167 московским компаниям – представителям малого и среднего бизнеса по вопросам найма и сопровождения трудовых отношений с иностранным персоналом, в том числе, 463-м компаниям оказано содействие в получении разрешительных документов на право привлечения иностранных работников.
В ходе консультаций выявлены основные проблемы предпринимателей, привлекающих и использующих трудовых мигрантов, и разработаны Методические рекомендации «Алгоритм действия работодателя при найме иностранного работника», получившие широкий интерес и востребованность среди московских предпринимателей.

При участии Московского представительства МОТ и совместно с основным оператором проекта - ООО "ОСТ" организованы и проводятся следующие мероприятия:
- разработана концепции информационно-консультационного обеспечения и правовой поддержки юридических и физических лиц по вопросам трудовой миграции;
- организованы на постоянной основе и проводятся обучающие семинары, вебинары для работодателей, кадровых агентств, других операторов услуг в сфере трудовой миграции с целью разъяснения основных положений и практики применения российского миграционного, трудового и налогового законодательства;
- проводится экспертная оценка по заявке работодателей, использующих иностранную рабочую силу, дается прогноз возможных рисков, оказывается консультационное сопровождение кадрового делопроизводства;
- предоставляется консультационное обслуживание работодателей, планирующих привлечение иностранных работников, в части организации процедуры найма, кадрового учета и делопроизводства, определение меры ответственности за несоблюдение норм миграционного, трудового и налогового законодательства РФ.
Ежегодное обращение в Ресурсный центр «Трудовая миграция» составляет в среднем - до 1000 представителей заинтересованных компаний.

Совместно с Федерацией мигрантов России в соответствии с программой Международных форумов организовано и проведено обсуждение широкого круга вопросов в четырех тематических секциях:
«Трудовая миграция: формирование эффективной инфраструктуры» (2010г.);
«Государственные и общественные институты в регулировании трудовой миграции» (2011г.);
«Инновационные подходы в сфере регулирования процессов внешней трудовой миграции в Российской Федерации» (2012г.);
«Проблемы трудовой миграции на современном этапе и пути их решения» (2013г.).
По итогам работы каждой секции подготовлены рекомендации в итоговые резолюции Международных форумов.

Совместно с ООО "СуперДжоб" и ООО "ОСТ" экспертами МАТМ проведен интернет-брифинг по вопросам привлечения и найма российскими работодателями иностранных специалистов из дальнего и ближнего зарубежья. Интернет-брифинг привлек внимание и вызвал большой интерес как со стороны работодателей, так и со стороны трудовых мигрантов: экспертам было задано более 1300 вопросов, касающихся различных сторон трудового обмена. В итоге организована консультационная поддержка 544 компаниям – пользователям портала SUPERJOB.RU из 37 регионов России. С представителями российских компаний, активно использующих иностранный персонал в своей деятельности, проведено около 100 онлайн-встреч, в результате чего 46 компаний, обратившихся за правовой поддержкой в ООО "ОСТ", продолжают с ней сотрудничать.

Инициаторами исследования выступили крупнейшие рекрутинговые компании Москвы, а также профессиональные объединения: Международный Альянс «Трудовая миграция», Ассоциация «Частных Агентств Занятости» и НП «Эксперты Рынка Труда».
В ходе исследования обновлены базы данных агентств (ЧАЗ), занятых в сфере рекрутмента по всей России, сформирован список из 1 078 компаний, в т.ч. 23 компании относятся к крупным (оборот более 75 млн. рублей), 244 – к средним (оборот от 5 до 75 млн. рублей) и 811 — к мелким (оборот менее 5 млн. рублей). Из них в исследовании приняли участие 163 компании.
Исследование показало, что российский рынок рекрутмента — развивающийся. Темпы его развития составляют 16% прироста в год. Если соотнести оборот с численностью населения страны, то станет очевидным, что у российского рынка рекрутмента есть перспективы: возможности роста и темпы развития гораздо выше, чем на зарубежных рынках. Так же растет рынок предоставления временного персонала в России.
Среди ЧАЗ услуги по подбору временного персонала в основном предоставляют крупные компании: 85% оборота временного персонала приходится на 5 крупных компаний, еще 15% - на средние компании, мелкие компании занимают только 3% от доли рынка и существенного влияния на него не оказывают.
По результатам исследования можно сделать выводы о следующих тенденциях развития рынка рекрутмента в России в 2012г.:
• В целом наблюдается рост рынка рекрутмента.
• Отмечено продвижение и более высокий темп роста на региональных рынках по сравнению с московским регионом.
• Крупные компании работают более эффективно, чем в предыдущие годы, разрыв между мелкими и крупными компаниями увеличивается.
• Купные и средние компании растут, ситуация в мелких агентствах существенно не изменились по сравнению с данными 2011 года, конкуренция на рынке растет.
• Наблюдается более четкое позиционирование компаний, стратегия дифференциации продуктов и услуг.

Проект разработан в качестве пилотного, с целью последующей мультипликации полученного опыта, совместно с Московским Бюро МОМ. Реализация проекта осуществлялась поэтапно в восьми городах Российской Федерации. В соответствии с задачами проекта сделано следующее:
- разработана методология тренинга с описанием принципов и подходов, на основе которых осуществляется выбор тем и проработка вопросов, связанных с привлечением, наймом и использованием российскими работодателями иностранных специалистов;
- разработка тренинговых модулей программы, включающих интерактивную проработку актуальных вопросов по теме тренинга;
- организация и проведение тренингов «Миграционное право и лучшие практики легального найма иностранных работников в России» в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Геленджике, Воронеже, Самаре, Вологде.
- пост-тренинговое консультационное сопровождение работодателей-участников тренингов по вопросам практического применения норм трудового и миграционного законодательства в отношении иностранных работников;
- проведение шестимесячного пост-тренингового мониторинга в пилотных городах, обобщение, анализ и экспертная оценка результатов обучения работодателей в формате тренинга;
- подготовка методических рекомендаций к программе тренинга «Миграционное право и лучшие практики легального найма иностранных работников в России» для дальнейшего распространения опыта по обучению российских работодателей, нанимающих иностранный персонал, практике применения действующего российского миграционного законодательства.

Проект реализован при участии: МГО «ОПОРА РОССИИ», Международной ассоциации делового сотрудничества (МАДС), подкомитета по вопросам миграции Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности, Российского совета по международным делам, Ассоциации российских дипломатов, Московского общества трудового права и права социального обеспечения. В ходе подготовительного, основного и заключительного этапов проекта сделано следующее:
- предварительный опрос работодателей по актуальным проблемам применения действующих в сфере трудовой миграции норм российского законодательства, анализ и обобщение полученных данных;
- разработка тематики встреч, приглашение ведущих экспертов для участия в деловых завтраках;
- ежемесячная организация и проведение встреч ведущих экспертов в сфере трудовой миграции с работодателями в формате "Деловые завтраки";
- консультационное сопровождение работодателей из числа участников деловых завтраков при решении конкретных вопросов, связанных с привлечением и использованием иностранных работников;
- ежеквартальные опросы участников встреч с целью усовершенствования программы деловых завтраков и дополнения ее актуальными темами.
Участниками деловых завтраков стали более 800 работодателей.

Основной оператор проекта - ООО "ОСТ". Заказчики услуг: строительные холдинги, сети ресторанов и производственные предприятия в московском регионе, в Приморском крае, Республике Коми, Ямало-Ненецком автономном округе и других регионах.
Сотрудничество экспертов МАТМ осуществлялось в виде оказания работникам ООО "ОСТ" консультаций и разъяснений по сложным и спорным вопросам практического применения миграционного законодательства, оформления разрешительных документов для иностранных работников, прохождения процедур для получения квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы и др. Оказано содействие более 5000 иностранным работникам.

Проект реализуется совместно с правовым департаментом ООО "ОСТ" и предусматривает оказание консультационной и правовой поддержки организациям, к которым государственные контролирующие органы предъявили претензии в отношении соблюдения требований по привлечению и использованию иностранной рабочей силы.
За время работы в рамках проекта экспертами МАТМ совместно с юристами ООО «ОСТ» достигнуты следующие результаты:
- в досудебном порядке - через обжалование в вышестоящем органе вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности - урегулировали споры с органами ФМС России 28-ми организаций в Москве и Московской области;
- в арбитражных судах Москвы, Московской, Ростовской областей, Краснодарского края отменены постановления о привлечении к административной ответственности 17-ти компаниям по 149 эпизодам, связанным с выявлением нарушений правил привлечения и использования иностранных работников;
- в судах общей юрисдикции Москвы, Московской, Вологодской, Тульской, Нижегородской областей необходимая помощь оказана 24-м компаниям по 65-ти эпизодам.

Проект реализуется совместно с правовым департаментом ООО "ОСТ" и предусматривает организацию и ведение в компании-заказчике документооборота в отношении иностранных работников. Мероприятия в рамках проекта включают:
- ведение кадрового учета и делопроизводства в отношении иностранных работников компании – заказчика;
- взаимодействие с органами власти в сфере миграции и налоговыми органами от лица компании – заказчика;
- оформление первичной документации, исключающее возникновение нарушений законодательства при найме на работу иностранных граждан;
- разработку трудовых и гражданско-правовых договоров с иностранными работниками с учетом требований миграционного и трудового законодательства;
- выверку документов нанимаемых иностранных граждан в части достоверности указанных в них данных;
- осуществление контроля за сроками действия документов, подтверждающих законность пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными работниками компании – заказчика.
В настоящее время проект реализуется по заявке компаний, действующих на территории Москвы и Московской области, занятых в сфере производства и оказания услуг, при общем количестве иностранных работников от 80 человек.

Разработка проекта профессионального стандарта «Специалист по трудовой миграции» (далее – ПС СТМ) начата по инициативе МАТМ и при поддержке Общественным советом при ФМС России .
Работа по проекту состоит из нескольких этапов и включает следующие мероприятия:
- формирование рабочей группы, подготовка детального плана разработки ПС СТМ;
- проведение методологических семинаров по модели разработки ПС СТМ;
- первичное исследование и анализ вида профессиональной деятельности, подготовка функциональной карты;
- формирование карты профессиональной деятельности;
- структурирование и описание основных процессов и требований к результату деятельности, критериев по измерению уровня качества услуги в сфере трудовой миграции;
- описание квалификации и характеристик трудовых функций специалистов;
- проведение профессионально-общественного обсуждения первой редакции ПС СТМ, взаимодействие с экспертами, формирование второй редакции ПС СТМ;
- экспертиза ПС СТМ и его доработка с учетом полученных в ходе профессионально-общественного обсуждения замечаний и предложений;
- представление ПС СТМ для рассмотрения и одобрения в Национальный Совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям;
- представление ПС СТМ в Минтруд России для утверждения;
- разработка плана мероприятий по содействию внедрению ПС СТМ.

Основным оператором проекта изначально является ООО «ОСТ», МАТМ присоединился к его реализации в 2004году. Реализуемые в проекте международные программы, прошедшие испытание временем, такие как Work&Travel, AuPair, Work&Study, Internship, Trainee, WorkExperience и другие пользуются спросом у молодых людей, которые хотят легально и цивилизованно потрудиться, обучиться или пройти стажировку за рубежом.
В период с 1995 по 2012 годы более 10-ти тысяч студентов и молодых специалистов приняли участие в организованных в рамках проекта международных программах и побывали в США, Великобритании, Канаде, Франции, Германии, Финляндии, Китае, Ямайке, Тайланде и др.
ООО «ОСТ», являясь членом наиболее престижных международных ассоциаций – WYSE TravelConfederation (WorldYouthStudent&EducationalTravelConfederation), WYSE WorkAbroad, IAPA (InternationalAuPairAssociation), продолжает активно участвовать в реализации программ выезда молодежи с целью стажировки и трудовой деятельности за рубежом.

Основным оператором проекта изначально является ООО «ОСТ», МАТМ принимал активное участие в реализации проекта, начиная с 2004 года. Работа проводилась на основании лицензии ФМС России №003 на право содействия российским гражданам в трудоустройстве за рубежом, выданной ООО «ОСТ».
За период с 1995 по 2010 год оказано комплексное содействие более чем 500 российским специалистам в поиске работы и оформлении необходимых документов для легальной трудовой деятельности в Сингапуре, Ирландии, США, ОАЭ, Канаде и других странах.
На основе накопленного опыта работы и собранных нормативных правовых актов различных стран, касающихся вопросов найма и трудовой деятельности иностранных граждан, выпущено две книги: «За рубеж по трудовому контракту» и «Трудоустройство за рубежом».