Установление региональных запретов на привлечение иностранцев, получивших патенты для работы в России

Установление региональных запретов на привлечение иностранцев, получивших патенты для работы в России

2025 год стал рекордным по количеству принятых на региональном уровне запретов на привлечение иностранных граждан, оформивших патенты для работы на территории Российской Федерации.

В настоящее время такие решения приняты в следующих регионах России:

Московская область
Ленинградская область
Республика Алтай
Республика Ингушетия
Республика Крым
Республика Марий Эл
Республика Саха (Якутия)
Республика Татарстан
Чувашская Республика - Чувашия
Алтайский край
Забайкальский край
Камчатский край
Краснодарский край
Красноярский край
Пермский край
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Астраханская область
Белгородская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область - Кузбасс
Костромская область
Курганская область
Курская область
Липецкая область
Магаданская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Ростовская область
Самарская область
Саратовская область
Сахалинская область
Смоленская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Челябинская область
Севастополь
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ

1. Принцип действия запрета – аналогичен принципу применения допустимой доли иностранных работников, утверждаемой Правительством (пункт 5 стать 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» - если у организации в числе видов экономической деятельности, заявленных при государственной регистрации указаны виды экономической деятельности, перечисленные в соответствующем региональном НПА (вне зависимости от того, заявлены такие виды деятельности как основные или как дополнительные), организация:
а) не вправе в течение обозначенного в таком НПА срока (календарного года) привлекать иностранных граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на основании патентов. Под привлечением в соответствии с примечанием к статье 18.15 КоАП РФ понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина. НПА не содержит запрета на заключение договора с иностранным гражданином, но исключает возможность его допуска к выполнению работ (оказанию услуг).
б) должна в установленный таким НПА срок привести численность иностранных работников из числа иностранных граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на основании патентов в соответствии с установленными НПА ограничениями путём прекращения договоров с такими работниками. Прекращение трудовых договоров происходит на основании пункта 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ со ссылкой на пункт 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В то же время следует отметить, что порядок применения ограничений, установленных в субъектах Российской Федерации в отношении осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на основании патентов, законодательно не определён и на официальном уровне принявшими такие ограничения региональными органами не разъясняется.
В правоприменении сложилась устойчивая тенденция при установлении состава административного правонарушения исходить из фактического функционала, осуществляемого иностранным гражданином, с последующим его отождествлением с определённым видом экономической деятельности без какой бы то ни было «детализации» (см., например, Постановление Советского районного суда г. Тулы Тульской области от 17 мая 2024 г. по делу N 5-73/2024, Постановление Жуковского районного суда Калужской области от 17 мая 2024 г. по делу N 5-1-35/2024, Постановление Заволжского районного суда г. Твери Тверской области от 14 мая 2024 г. по делу N 5-192/2024, Постановление Центрального районного суда г. Тулы Тульской области от 07 мая 2024 г. по делу N 5-116/2024, Постановление Улетовского районного суда Забайкальского края от 15 апреля 2024 г. по делу N 5-6/2024, Постановление Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 апреля 2024 г. по делу N 5-207/2024, Постановление Калужского районного суда Калужской области от 21 марта 2024 г. по делу N 5-53/2024).

2. Принятие на региональном уровне соответствующего НПА не предполагает установления запрета на выдачу иностранным гражданам патентов.
Устанавливаемые запреты распространяются на всех работодателей, в том числе физических лиц, привлекающих работников к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности [1].

3. Принятие на региональном уровне соответствующего НПА предполагает установление соответствующих ограничений применительно к прямым правоотношениям, возникающим между организацией (ИП) и иностранными гражданами (в рамках трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ/оказание услуг) и не предполагает запрета на опосредованное использование труда иностранных граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на основании патента, путем заключения организацией или ИП с другим хозяйствующим субъектом (не применяющим попавшие под ограничения виды экономической деятельности) договора на предоставление труда работников (в порядке, определяемом Главой 53.1 ТК РФ) или договора на выполнение работ (оказание услуг), в рамках которых иностранные граждане – работники такого хозяйствующего субъекта выполняют работы (оказывают услуги) на территории (объектах) заказчика (принимающей стороны) [2].

4. Принятие на региональном уровне соответствующего НПА предполагает запрет на привлечение иностранных граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на основании патента, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации вне зависимости от того, где на территории Российской Федерации зарегистрирован хозяйствующий субъект – хозяйствующий субъект, расположенный в одном регионе и заявивший при государственной регистрации попавшие под запрет в другом регионе виды экономической деятельности на территории этого другого региона не вправе допускать к выполнению работ (оказанию услуг) иностранных граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на основании патента.

[1] Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26.07.2023 № 35-КАД23-2-К2
[2] Письмо ГУ МВД России по г. Москве от 26.12.2023 г. № 3/237734762472 О рассмотрении обращения