Установление допустимой доли иностранных работников

Правительство утвердило на 2022 год лимит иностранных работников в некоторых отраслях экономики

Постановлением Правительства от 07.10.2021 № 1706 на 2022 год установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности.
С текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110080034

Виды экономической деятельности (код ОКВЭД) Допустимая доля 2022 год Виды экономической деятельности (код ОКВЭД) Допустимая доля 2022 год
01.13.1 [1] 50% 47.73 0%
02 50% 47.8 0%
16 50% 47.99 0%
Раздел F [2] 80% 49.3 24%
46.73.1 50% 49.41 24%
46.73.2 50% 68.32 70%
47.25.1 15% 81 70%
47.26 15% 93.19 25%

[1] За исключением Астраханской области, где ограничения применяться не будут.
[2] За исключением Республики Бурятия, Республики Дагестан, Краснодарского края, Амурской области и г. Москвы.
Для Краснодарского края допустимая доля иностранных работников установлена в размере 60%. Для Республики Дагестан допустимая доля иностранных работников установлена в размере 50%.
Для Республики Бурятия, Амурской области и г. Москвы ограничения применяться не будут.

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по указанным выше кодам видов экономической деятельности до 1 января 2022 г. необходимо привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, является приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства. В соответствии с частью 3 настоящей статьи трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Важно!

Вместе с тем, действие Постановления не применяется к следующим категориям иностранных граждан [3]:
- Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство. Они не являются иностранными работниками по определению («иностранные работники – иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации», а получившие в России разрешение на временное проживание и вид на жительство иностранцы признаются соответственно временно проживающими и постоянно проживающими), ограничения же касаются только «иностранных работников»);
- Иностранные высококвалифицированные специалисты (ВКС) и членов их семей. В соответствии с пунктом 2 статьи 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан действие устанавливаемых Правительством ограничений не распространяется на ВКС и членов их семей.
- Граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана, работающие в России на основании трудовых или гражданско-правовых договоров. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) на территории РФ вправе привлекать указанных граждан к осуществлению трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда. Государства-члены ЕАЭС не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение [4]) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания (см., например, Постановление Волгоградского областного суда от 15.04.2015г. № 7а-385/2015). [3] См., например, Письмо Минтруда России от 06.04.2018 № 14-2/ООГ-2166, Письмо Минздравсоцразвития России от 25.04.2007 № 1109-17, Письмо Росздравнадзора от 21.12.2006 № 01И-984/06.
[4] Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства установлены статьей 6 Федерального закона от 29.04.2008г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Важно!

Таким образом, использовать иностранных граждан для выполнения работ (оказания услуг) возможно, в принципе, в любой сфере экономической деятельности. Для этого необходимо переориентировать службу персонала компании на поиск и подбор иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание (в регионе предполагаемого осуществления ими трудовой деятельности), вид на жительство в Российской Федерации, а также граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
Кроме того, поскольку ограничения установлены на привлечение иностранных работников непосредственно организацией, с которой у них заключены трудовые или гражданско-правовые договоры, представляется возможным использование иностранного персонала компании – контрагента в рамках заключенного с такой компанией договора (например, когда речь идет о клининге). Поскольку в данном случае зона ответственности будет перекладываться именно на контрагента, у которого соответствующие коды ОКВЭД в учредительных документах, как правило, отсутствуют.