В России стартует эксперимент по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан и порядка работы на территории двух субъектов по одному патенту. Соответствующий закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года (см. http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202505230034).
В соответствии с положениями закона:
1. Случаи, при наступлении которых органами МВД России принимаются решения о сокращении срока пребывания в России, могут устанавливаться не только Законом № 115-ФЗ (как в настоящее время), но и другими федеральными законами. Это означает, что перечень оснований для сокращения срока пребывания будет расширен (в случае сокращения срока пребывания иностранного гражданина он обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней[1]).
2. Закон допускает возможность осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности (привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности) на территории двух субъектов РФ при наличии у них патентов, выданных на территории одного из этих двух субъектов.
Возможность эта предоставляется на территории субъектов: «Москва-Московская область», «Санкт-Петербург-Ленинградская область» с 1 сентября 2025 года.
Условия, при соблюдении которых предоставляется такая возможность:
Заключение соответствующих соглашений на уровне губернатор Санкт-Петербурга-губернатор Ленинградской области, мэр Москвы-губернатор Московской области.
В соглашение могут включаться сведения о профессиях (специальностях, должностях, видах трудовой деятельности), по которым работодатели и заказчики работ (услуг) вправе привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности на основании патента, ограничения продолжительности времени привлечения работодателем или заказчиком работ (услуг) иностранного гражданина к трудовой деятельности на основании патента вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину выдан патент, а также иные условия.
Прекращение действия Соглашения не влияет на срок действия полученных иностранными гражданами патентов. Иностранные граждане в этом случае вправе продолжить выполнение работ (оказание услуг) в пределах указанной в патенте территории его действия (что может потребовать их перевода, в противном случае последует прекращение договора по основаниям пункта 9 части 1 статьи 83 ТК РФ).
Не следует рассматривать такие Соглашения как вечные документы. Целесообразным представляется использовать представляемые им возможности по командированию иностранных работников или рассматривать Соглашения как возможность временного расширения «зон обслуживания».
Соблюдение соответствующих запретов на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности[2]:
Постановление Губернатора Московской области от 16.09.2024 № 333-ПГ (виды деятельности по которым установлен запрет: 47.25.1, 47.25.11, 47.25.12, 47.26, 56.10.2, 56.10.22, 56.10.23, 56.10.24, 85, 86 - 88, 90 - 93);
Постановление Губернатора Ленинградской области от 03.04.2025 № 47-пг (виды деятельности по которым установлен запрет: 49.32).
Организации, заявившие при государственной регистрации указанные виды экономической деятельности (открываем выписку из налоговой), вне зависимости от места своей государственной регистрации и фактического расположения не вправе допускать к выполнению работ (оказанию) услуг на территории Московской области и Ленинградской области иностранных граждан, получивших патенты.
Важно:
Внедрение нового механизма регулирования не отменяет для иностранцев работающих в субъектах «Москва-Московская область», «Санкт-Петербург-Ленинградская область» положений пункта 21 статьи 13.3 Закона №115-ФЗ в ситуации, когда иностранный гражданин в дополнение к первоначально выданному патенту оформляет дополнительный патент для работы на территории другого субъекта.
Если договор с иностранным гражданином заключался для выполнения работ на территории действия первоначального патента (г. Москва), дополнительный патент при этом оформлялся для постоянной или временной работы на территории сопредельного субъекта (Московской области), то со вступлением Закона № 121-ФЗ в силу, необходимость уплаты фиксированного авансового платежа «за дополнительный патент» исчезает. Возможность работы на территории Московской области обеспечивает Закон № 121-ФЗ.
Если договор с иностранным гражданином заключался для выполнения работ на территории действия дополнительного патента (Московская область), то со вступлением в силу Закона № 121-ФЗ у иностранного гражданина не исчезнет обязанность уплаты фиксированного авансового платежа «за первоначальный патент». В данном случае нормы Закона № 121-ФЗ к нему не применимы (работают положения пунктов 16-21 Закона № 115-ФЗ).
Важно:
При реализации экспериментального механизма «работы в двух регионах» все субъекты правоотношений (МВД, иностранцы, бизнес) должны будут оперировать нормами закона.
Базовой, основной, первоначальной нормой, к которой «подвешен» механизм «работы в двух регионах», являются положения пункта 16 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ в новой редакции (редакции Закона № 121-ФЗ): иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент, за исключением случая, предусмотренного статьей 13.3-1 настоящего Федерального закона. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент, за исключением случая, предусмотренного указанной статьей.
В переводе «на русский язык» - новая редакция закона устанавливает случай, при наступлении которого иностранный гражданин вправе работать за пределами субъекта, на территории которого ему выдан патент. Таким случаем признаётся заключение соответствующего соглашения между субъектами «Москва-Московская область», «Санкт-Петербург-Ленинградская область». Если соглашение заключается, у иностранных граждан, получивших патент на территории Москвы, появляется возможность осуществлять трудовую деятельность (трудоустроиться) на территории Московской области (и наоборот). То же самое в связке «Санкт-Петербург-Ленинградская область».
3. Меняется порядок подачи уведомлений о заключении договора с иностранным гражданином, работающим на основании патента в случае, если трудовую деятельность он будет осуществлять на территории двух субъектов.
Уведомления необходимо будет представлять в территориальные органы МВД России в следующем порядке:
- Если условиями заключенного с иностранным гражданином договора предусмотрено осуществление им трудовой деятельности на территории: «Москва-Московская область», «Питер-Ленинградская область» [1], уведомления о заключении договора должны быть представлены соответственно в:
- ГУ МВД России по г Москве (127994, г. Москва, ул. Петровка, 38) и ГУ МВД России по Московской области (125009, г. Москва, Никитский переулок, д. 3) - и туда и туда;
- ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский пр-т, д. 50/52).
Не предполагается возможность работы в двух субъектах [2], а прямо указывается на «осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности на территориях двух субъектов Российской Федерации» (то есть именно факт выполнения иностранным гражданином работ на территории соответствующего субъекта возлагает на его работодателя (заказчика работ/услуг) обязанность направить уведомление о заключении договора)
[1] Например, такие безграмотные формулировки в трудовом договоре как:
«Местом работы Работника является:
- г. Москва, Мосфильмовская улица, участок 2, ЖК 1
- Московская область, Красногорский район, р.п. Нахабино, ЖК»
или
«Работник выполняет свои функции по месту нахождения работодателя: а именно ООО «Василёк»: адрес - г. Москва, Никитский пер., д. 3, Московская область, Мытищинский район, г.о. Мытищи, Кохомское шоссе, д. 12»
Или допустимые формулировки в гражданско-правовом договоре «Исполнитель выполняет работы (оказывает услуги) по месту нахождения третьих лиц, расположенных на территории г. Москвы и Московской области». Особенностью заполнения уведомлений, например, в случае заключения договора с курьером, будет указание на адрес осуществления трудовой деятельности.
[2] Например: «Место работы работника - ООО «Василёк», расположенное в г.о. Мытищи, Московской области. В рамках настоящего договора работник вправе осуществлять трудовую деятельность на территории объектов Работодателя или третьих лиц, расположенных в г. Москве»
Ситуация:
Организация находится в Москве, по договору курьер осуществляет доставку на территории Москвы и Московской области. В уведомлении, подаваемом в ГУ МВД России по г. Москве, в поле 3.4 указываем адрес организации. В уведомлении, подаваемом в ГУ МВД России по Московской области, в поле 3.4 указываем либо адрес обособки (хаба) организации, расположенного в Московской области, либо один из наиболее часто встречающихся адресов доставки в Московской области.
Применительно к Питеру и Ленинградской области, поскольку территориальный орган МВД на уровне субъекта для них един - ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, - возможно указывание в поле 3.4 уведомления 2-х адресов: один в Питере, второй в области (порядком представления уведомлений это не запрещено). Ну или подача в одно место двух уведомлений, различающихся лишь сведениями, вносимыми в поле 3.4 уведомления.
Если предполагается перевод работника из одного субъекта в связке «Москва-Московская область», «Питер-Ленинградская область» в другой (в том числе неоднократный перевод в течение срока действия патента и соглашения между субъектами):
В этом случае уведомление о заключении договора как таковое уже было подано. Уведомление в территориальный орган МВД России в субъекте перевода должно быть подано в течение 3-х рабочих дней с начала выполнения иностранным гражданином работ (оказания услуг) на территории субъекта перевода.
В случае с трудовым договором за точку отсчёта принимаем соответствующую дату в приказе о переводе, в случае с договором ГПХ - дату начала выполнения работ в ином субъекте, указанную в допсоглашении к договору.
В случае неоднократного перевода туда-сюда вопрос подачи уведомления всякий раз при переводе остается открытым (требует обращения в ГУВМ МВД России).
Если предполагается командировка работника из одного субъекта в связке «Москва-Московская область», «Питер-Ленинградская область» в другой (в том числе неоднократные командировки в течение срока действия патента и соглашения между субъектами):
В этом случае уведомление в территориальный орган МВД России в субъекте командирования должно быть подано в течение 3-х рабочих дней с начала командировки. За точку отсчёта принимаем соответствующую дату в приказе о направлении работника в командировку.
В случае неоднократного направления работника в командировку вопрос подачи уведомления всякий раз при командировании остается открытым (требует обращения в ГУВМ МВД России).
4. В случае проведения государством экспериментов по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан, могут быть предусмотрены дополнительные основания включения в реестр контролируемых лиц сведений об иностранном гражданине.
5. В Федеральном законе от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Закон № 109Ф_) закрепили возможность проведения экспериментов по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан и ввели дополнительные определения:
- место фактического нахождения иностранного гражданина - любое помещение, которое используется иностранным гражданином для сна и отдыха (открытым остаётся вопрос об указании на мест нахождения такого помещения в случае, если оно не имеет адресных данных (быстровозводимая конструкция, бытовка и пр.).
- учет иностранного гражданина - фиксация сведений о нём по адресу ГБУ ММЦ г. Москвы «Сахарово» и о месте его фактического нахождения.
Сведения местах фактического нахождения иностранных граждан будут вносится органами МВД в банки данных.
Обработка биометрических персональных данных иностранных граждан, полученных в рамках проведения эксперимента, будет проводиться без их согласия.
Эксперимент проводится с 1 сентября 2025 года по 1 сентября 2029. Цели эксперимента - попробовать, посмотреть, что получится и сделать выводы.
Участниками эксперимента назначили иностранных граждан:
- прибывшие в Россию в целях осуществления трудовой деятельности (указавшие в миграционной карте цель визита - «работа») и имеющие право работать в России на основании патента), в случае их нахождения на территории Москвы и Московской области: граждане Азербайджана, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, неграждане Латвии и Эстонии, если в миграционной карте у них цель визита указана «работа»;
- прибывшие в Россию в целях осуществления трудовой деятельности (указавшие в миграционной карте цель визита - «работа») и имеющие право работать в России без получения патента, в случае их нахождения на территории Москвы и Московской области: граждане Армении, Казахстана и Киргизии вне зависимости от их правового статуса в России, в том числе относящиеся к категориям лиц, перечисленных в подпунктах со 2-го по 14-й пункта 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ, если в миграционной карте у них цель визита указана «работа»
- граждане Азербайджана, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, неграждане Латвии и Эстонии, если они относятся к категориям лиц, перечисленных в подпунктах со 2-го по 14-й пункта 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ, если в миграционной карте у них цель визита указана «работа»
- прибывшие в Россию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности (указавшие в миграционной карте цель визита - не «работа») при изменении цели визита в случае их нахождения на территории Москвы и Московской области.
- граждане Азербайджана, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, неграждане Латвии и Эстонии, если в миграционной карте у них цель визита указана не «работа» при получении ими патента[3].
- граждане Армении, Казахстана и Киргизии, если в миграционной карте у них цель визита указана не «работа» при трудоустройстве (при поступлении в органы МВД России уведомления работодателя (заказчика работ/услуг) о заключении с ними трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)[4] цель визита меняется на «работа»).
- прибывшие в Россию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности граждане Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, неграждане Латвии и Эстонии (указавшие в миграционной карте цель визита - не «работа»), на срок, превышающий девяносто календарных дней. Необходимость участия в эксперименте возникает по прибытии на территорию Москвы или Московской области в случае указывания в миграционной карте в поле «срок пребывания до» срока пребывания, превышающего 90 дней. Если в миграционной карте в поле «срок пребывания до» указывается срок пребывания меньший или равный 90 дням необходимость участия в эксперименте возникает в момент продления срока пребывания (проставления в миграционной карте отметки «срок пребывания продлен до»[5].
На эту категорию лиц, в случае, если они приплывают, прилетают, приезжают, приходят в Россию начиная с 1-го сентября, эксперимент не распространяется до 1 сентября 2026 года. До этого времени они подлежат регистрации по месту жительства и учёту по месту пребывания на общих основаниях, установленных Законом № 109-ФЗ[6].
Участниками эксперимента не являются:
- иностранные граждане, не получившие при въезде в Россию миграционную карту в силу закона - РВПшники и ВНЖшники[7] (требует уточнения);
- иностранные граждане, не достигшие возраста 18-ти лет;
- граждане Республики Беларусь;
- безвизовые ВКСники;
- иностранцы, въехавшие в Россию на основании визы.
На участников эксперимента не распространяются правила и порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства (РВПшники и ВнЖшники) и учёта иностранных граждан по месту пребывания (вне зависимости от правового статуса) - с 1-го сентября 2025 года в отношении участников эксперимента не требуется осуществлять действия, связанные с регистрацией по месту жительства и постановкой на учёт по месту пребывания (не надо более оформлять им «регистрацию» в привычном устоявшемся порядке).
Участники эксперимента будут полежать учёту в следующем порядке:
На учёт все они будут ставиться по адресу ГБУ ММЦ г. Москвы «Сахарово»: г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Вороново, ш. Варшавское, км 64-й, д. 1, стр. 47. При этом у ГБУ ММЦ г. Москва «Сахарово» не возникает обязанности предоставлять иностранным гражданам помещения для фактического проживания. При постановке на учёт иностранные граждане просто сообщают о месте своего фактического проживания и продолжают там же проживать. Сведения о месте их фактического проживания будут фиксироваться в банках данных МВД России.
Предполагается, что участники эксперимента, которым необходимо обратиться в ГБУ ММЦ г. Москвы «Сахарово» за получением каких-либо государственных услуг, прохождением дактилоскопической регистрации и фотографирования при посещении ГБУ должны будут для учёта:
- зарегистрироваться в специализированном мобильном приложении;
- предоставить согласие на обработку их персональных данных;
- направить сообщение о месте своего фактического нахождения (так, очевидно, будет называться документ) посредством СМП.
Из этого следует вывод - сроки обращения для оформления учёта для лиц, въехавший в России и прибывших в Москву и область с 1-го сентября 2025 года, привязаны к срокам обращения за получением государственных услуг или выполнением обязательных требований: потенциальные «патентщики» будут обращаться в течение 30-ти календарных дней с даты въезда[8], граждане Армении, Казахстана и Киргизии (указавшие цель визита «работа» в миграционной карте) - в течение 30-ти календарных дней с даты въезда[9]
Иностранные граждане, состоящие на 1 сентября на учете по месту пребывания в г. Москва и Московской области обязаны обратиться в ГБУ ММЦ г. Москвы «Сахарово» для их учета в течение тридцати рабочих дней со дня истечения срока их учета по месту пребывания и при наличии законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации. То есть можно не торопиться и поехать в «Сахарово» после окончания «регистрации», если конечно сроки пребывания позволяют (патент там оплачен или договор бессрочный на руках).
Иностранные граждане, законно находящиеся в г. Москва и Московской области на 1 сентября 2025 года и не состоящие на миграционном учете (не имеющие «регистрации»), обязаны обратиться в ГБУ ММЦ г. Москвы «Сахарово» целях их учета до 29 ноября 2025 года включительно (те, кто освобождён от постановки на учёт в течение определённого срока - граждане Армении, Казахстана и Киргизии на 30 дней с даты въезда, граждане Узбекистана и Таджикистана - на 15 дней с даты въезда.
Получается, что если граждане этих государств въехали в Россию в августе 2025 года и на 1 сентября 2025 года у них еще не истек период индульгенции, они могут не торопиться вставать на учёт - у них есть время до 29 ноября.
Получается, что для учёта иностранцы, проживающие в Московской области, должны будут обращаться в ГБУ ММЦ «Сахарово»[10].
Если после прохождения процедуры учёта участники эксперимента переезжают на другое место жительство, они обязаны проинформировать об этом ГУ МВД России по г. Москва посредством СПМ в течение трех рабочих дней с даты смены места проживания. Следует предположить, что под сменой места проживания понимается намерение иностранного гражданина проживать (фактическое проживание) по новому адресу более чем 3 рабочих дня[11]. Делать этого не нужно, если иностранные граждане заселяются в гостиницы и организации, оказывающие гостиничные услуги и пр., лечатся в больничке, сели в тюрьму или спят в ночлежке (тут всё должна организовать администрация соответствующих организаций/учреждений. См. ниже).
Если участники эксперимента выезжают за пределы г. Москвы и Московской области - они подлежат учёту по месту пребывания в общем порядке, установленном Законом № 109-ФЗ.
Важно:
Участники эксперимента, заселившиеся в расположенные Москвы и Московской области гостиницы, организации, оказывающие гостиничные услуги, санатории, дома отдыха, пансионаты, и пр, а также проходящие лечение в больничках, находящиеся в ночлежках и тюрьмах подлежат постановке на учёт по месту пребывания в обычном порядке. Для администрации указанных учреждений ничего не изменится - как ставили на учёт (оформляли «регистрацию»), так и будут ставить.
Важно:
Учет участников эксперимента по адресу уполномоченной городом федерального значения Москвой организации осуществляется на период проведения эксперимента, то есть до 1 сентября 2029 года (вне зависимости от наличия/отсутствия у иностранца оснований находиться в России в течение этого времени). Просто всех гуртом ставят на учёт до 1 сентября 2029 года.
Если иностранец не выезжает из страны, продолжает проживать по указанному им адресу (в Москве или Московской области), не отключает мобильный телефон на 3 рабочих дня и не умирает[12], то ни ему, ни организации или частному лицу, которые предоставляют ему помещение для проживания, до 1 сентября 2029 года никаких более телодвижений совершать не требуется.
Важно: Если телефон иностранного гражданина выключен на протяжении 3-х рабочих дней и у него отсутствуют законные основания для пребывания в России (пропустил уплату фиксированного авансового платежа за патент и решил пуститься в бега - «перейти на тёмную сторону силы»), он снимается с учёта и сведения о нём помещаются в реестр контролируемых лиц. Сведения из реестра будут исключены, если иностранец снова встанет на учёт в Москве или Московской области или оформит «регистрацию» в другом субъекте.
Важно: Предоставление иностранцу помещений для проживания в г. Москве или Московской области не влечёт у предоставившего помещение лица обязанности обращаться в органы миграционного учёта для оформления иностранцу «регистрации». С 1-го сентября решение этих вопросов - проблема самого иностранца.
Вопросы:
- распространяются ли правила эксперимента на безвизовых РВПшников и ВнЖшников
- в каком порядке вставать на учёт иностранным гражданам, прибывшим на территорию Москвы и области из других регионов после 1-го сентября (сроки)
- каков порядок учёта тех иностранных граждан, которые прибыли в Россию, но не нуждаются в получении государственных услуг (единственную государственную услугу, в которой нуждались все иностранцы - миграционный учет по месту пребывания, - Закон № 212-ФЗ отменил в рамках эксперимента) и прохождении дактилоскопической регистрации (потому что раньше её проходили).
[1] Пункт 1 статьи 31 Закона № 115-ФЗ
[2] Пункт 6 статьи 18.1 Закона № 115-ФЗ
[3] Пункт 2.1 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ
[4] Абзац второй пункта 8.3 статьи 5 Закона № 115-ФЗ
[5] Выводы сделаны по результатам анализа положений пункта 3 статьи 5 Закона № 121-З
[6] Пункт 2 статьи 6 Закона № 212-ФЗ
[7] В силу статуса проживающих в нашей стране и потому что они не могут указать цель визита в Россию (не в чем)
[8] Допустимый срок обращения с заявлением об оформлении патента
[9] Допустимый срок обращения для прохождения дактилоскопической регистрации и фотографирования
[10] «Сахарово» оттянет на себя граждан Армении, Казахстана и Киргизии, которые обращаются за прохождением дактилоскопии в филиал ФГУП ПВС МВД России по Московской области
[11] Следует из периода времени отсутствия сведений о геолокации абонентского устройства иностранного гражданина, по истечении которого принимается решение о снятии иностранного гражданина с учёта
[12] Перечислены основания для снятия иностранного гражданина с учёта