Меняется порядок распределения квоты на выдачу разрешений на временное проживание

Меняется порядок распределения квоты на выдачу разрешений на временное проживание

На официальном интернет-портале правовой информации появился текст Федерального закона от 15 октября 2020 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 6.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Закон меняет правила определения и распределения квот на выдачу иностранным гражданам разрешения на временное проживание в России – для многих первой ступеньки на пути к приему в российское гражданство.

По общему правилу разрешение на временное проживание (институт, который предполагается в ближайшее время упразднить) выдается иностранным гражданам в рамках квоты, размер которой ежегодно определяет Правительство. Оно же распределяет квоты по регионам России. Однако, до настоящего времени не урегулирована процедура доведения РВП до потребителя. Почему РВП по квоте получают одни, а другим отказывают?

Логично предположить, что в сложившейся ситуации квота должна «выбираться» мигрантами по факту обращения в порядке «живой очереди», поскольку механизм ее распределения отсутствует. При этом иностранцы согласно нормам действующего законодательства обязаны представить заявление о выдаче разрешения на временное проживание с сопутствующими документами. Именно это заявление и должно рассматриваться в рамках существующего правового поля органами МВД России.
На практике в регионах квота на выдачу разрешений на временное проживание распределяется формируемыми территориальными органами МВД комиссиями. Причем комиссии формируются на основании соответствующих приказов органов МВД[1]или решением исполнительного органа власти субъекта. Ну а дальше члены комиссии на основании одних только им известных факторов принимают решение на основании обращений мигрантов (причем мигранты обращаются с заявлением о выделении им квоты, а не с заявлениями о выдаче РВП) – кому из них выделить квоту, а кому отказать [2]. Следует отметить, что указанные приказы и решения незаконны (так как изданы с превышением полномочий подписавшего их лица, поскольку указанные полномочия принадлежат Правительству и Правительством никому делегированы не были), равно как незаконны и принимаемые «комиссиями» решения [3]. Поэтому мигранты, получившие отказ в выделении им квоты на выдачу РВП, при условии, что квота в субъекте РФ не исчерпана (то есть в пределах утвержденной Правительством на регион квоты выдано меньшее число разрешений на временное проживание) вынуждены успешно отстаивать свои права в судебном порядке [4].

Собственно Закон предполагает узаконить и сами комиссии,созданные во всех регионах страны два-три года назад и их работу.

Из текста Закона можно заключить, что изменится и процедура установления квоты. Если сейчас квота распределяется по регионам и составляет некую фиксированную неизменную величину, то предполагается возможность её корректировки и перераспределения между регионами страны, а также установление и использование ее резерва, ну и наконец порядок её распределения среди конечного потребителя. Всё это будет утверждаться Правительством и очень напоминает институт квотирования при привлечении визовых иностранцев.
Закон вступает в силу с 14 января 2021г.
Остается надеяться, что к 14 января институт РВП будет отменен

[1] Cоответствующие комиссии созданы Приказом УМВД России по Ивановской области от 19.01.2018г. № 27, Приказом ГУ МВД России по Свердловской области от 08.02.2017 № 171
[2] См., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28.02.2018 по делу N 33а-4083/2018, от 14.02.2018 по делу N 33а-3213/2018
[3] Прокуратурой Ивановской области 28.06.2018г. в адрес УМВД России по Ивановской области принесен протест по факту несоответствия изданного УМВД приказа о создании соответствующей комиссии нормам действующего законодательства. Однако, прокурорский протест остается без ответа, а подразделения по вопросам миграции УМВД России по Ивановской области продолжают принимать заявления о выделении квоты на выдачу РВП и отказывать в ее выдаче.
[4] См., например, Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда по делу № 33а-1625/201