Работа в России мигрантов

Работа в России мигрантов, не имеющих разрешения на работу или патента, в период с 15 марта по 15 июня 2020 года

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента от 18 апреля 2020 года № 274 О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 15 марта по 15 июня включительно работодатели и заказчики работ/услуг (то есть как бизнес так и физические лица – граждане России) вправе привлекать к трудовой деятельности:

1. Иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы и не имеющих разрешения на работу. То есть любых иностранных граждан, въехавших в Россию по визе, независимо от цели поездки и законности нахождения в нашей стране (в том числе и махровых нелегалов).

Одно из условий такой преференции – наличие у работодателя, заказчика работ/услуг разрешения на привлечение и использование иностранных работников (РПИРС). Что по сути не изменит ситуацию ни на рынке труда, ни в бизнесе. Мера скорее всего направлена на выравнивание ситуации, возникшей после «закрытия границ» и установления запрета на выдачу приглашений органами МВД России и виз МИДом России, когда многие бизнесы, подававшие заявки на получение квоты в прошлом году, оказались не в состоянии оформить разрешительные документы приглашаемым им иностранным специалистам. Однако, если говорить об иностранцах, привлекаемых в квотном или внеквотным порядке, в рамках межправсоглашений с Францией и Южной Кореей, речь идет о конкретных людях, именно конкретных работников привлекает бизнес. Так что возможность привлечь кого-то другого, а не проверенного работника не изменит ситуацию. Кроме того, обязательное наличие РПИРС ограничивает бизнес в количестве возможных к трудоустройству лиц (поскольку РПИРС дает возможность трудоустроить только обозначенное в нем количество лиц из конкретных стран по конкретным профессиям (специальностям, должностям).

Но может быть определяющим признается само наличие этого документа – РПИРС, и включается возможность нанимать визовых иностранцев в любых количествах?

К сожалению, нет. Это следует из еще одного (второго) ограничения, установленного Указом – привлекать указанную категорию иностранных граждан в качестве работников можно, но только в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (речь идет как о трудовом, так и миграционном законодательстве, а последнее на работодателей, работающих с визовиками, накладывает описанные выше ограничения).

Кроме того, сохраняется ряд ограничений на привлечение иностранных работников. Например, запрет мигрантам занимать определенные должности (см. статью 14 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а работодателям – привлекать их только в пределах численности, установленной в ряде секторов экономики (см. пункт 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1271 "Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности").

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 ТК ФР трудовой договор между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем не может быть заключен, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства. Например, привлекать иностранных граждан, получивших патент, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений (неоплаченных штрафов по вступившим в силу решения суда) о назначении административных наказаний* по статье 18.15 КоАП РФ (см. абзац 3 пункта 1 статьи 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан).

2. Иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы и не имеющих патента. То есть любых иностранных граждан, въехавших в Россию в безвизовом режиме (не только граждан постсоветского пространства, поскольку со значительным количеством государств у России заключены межправсоглашения о безвизовых поездках граждан, скажем, в частных или туристических целях. Например, граждане Бразилии в частном порядке могут посещать Россию без виз). При этом цель поездки и законность нахождения в нашей стране значения не имеют (в том числе речь идет и о махровых нелегалах).

Опять же, привлекать указанную категорию иностранных граждан в качестве работников можно, но только в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (см. выше). Так что и в данном случае сохраняются ограничения на привлечение иностранных работников (см. выше).

Есть ли еще плюсы предоставленных преференций кроме возможности работать, по сути, с любыми мигрантами?

Да, есть. Поскольку привлекать их возможно без наличия патентов и разрешений на работу, оказываются неприменимы следующие обязательные требования: привязка к должности, указанной в разрешительном документе, и к территории действия разрешительного документа - региона его выдачи. Так что трудоустраивать мигрантов согласно Указу возможно по любой профессии (должности, виду деятельности), при этом они вправе работать за пределами места нахождения работодателя в пределах установленных Указом сроков (речь идет как о командировках, так и о разъездном характере работы).

По сути, указанные нормы вводят мораторий на применение МВД России частей 1-3 статьи 18.10, части 1 статьи 18.15, статьи 18.16 КоАП РФ в период времени с 15 марта по 15 июня 2020 года включительно. Такое положение вещей позволит иностранным гражданам и бизнесу в дальнейшем обжаловать факты привлечения к административной ответственности, имевшие место с 15 марта и до 18 апреля (вступления Указа в силу), что несомненно увеличит нагрузку на судебную систему.

Следует отметить, что обязанность уведомлять о трудоустройстве иностранных граждан за работодателями (заказчиками работ/услуг) сохраняется, равно как и обязанность представить уведомления о выплате заработной платы иностранным ВКС (для тех, кто их привлекает). В данном случае необходимо, как и всегда следовать подстрочному тексту и указывать реквизиты соответствующих документов только при наличии самих документов.

Вместе с тем, говорить о возможности привлечения визовых и безвизовых иностранцев в описанных выше случаях можно только при соблюдении главного условия – если работодатели (заказчики работ/услуг) соблюдают установленные ограничения и иные меры, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (то есть относятся к категории бизнеса, деятельность которого не остановлена на федеральном и региональном уровне и при этом соблюдают требования к организации рабочего процесса, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции.

В противном случае привлечение перечисленных категорий иностранных граждан к трудовой деятельности будет считаться нарушением миграционного законодательства и повлечет административную ответственность и для работника и для работодателя.

Аналитический центр МАТМ