Главная >> Системный подход к проблемам адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации
Д.Н. Сулейманов - Директор Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук
Т.Н. Мехова - Заместитель директора Фонда науки и образования
М.Д. Ноха - Магистрант Налогового института РосНОУ
Аннотация.
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с адаптацией и интеграцией иностранных граждан в Российской Федерации, законодательные инициативы, проблемы и пути их решения.
Ключевые слова: миграционная политика, национальный интерес, внешняя трудовая миграция, миграционная ситуация, адаптация и преадаптация внешних трудовых мигрантов.
Наряду с усилением миграционного законодательства одним из приоритетов национальной политики РФ является содействие социальной и культурной адаптации и интеграции внешних трудовых мигрантов в принимающее сообщество, а успех зависит от согласованных действий государственных органов власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и самого иностранного гражданина.
На наш взгляд, меры должны быть направлены, прежде всего, на освоение навыков и знаний в области русского языка, истории и культуры России, основ законодательства РФ, необходимых для временного пребывания на территории РФ с целью осуществления трудовой деятельности, временного или постоянного проживания на территории РФ, а также направлены на оказание информационно-правовой поддержки, повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки (совокупность адаптационных и интеграционных мероприятий).
Формой и инструментом реализации этих мероприятий может стать заключение адаптационного контракта с иностранным гражданином, намеревающимся осуществлять трудовую деятельность, и интеграционного контракта – для временного или постоянного проживания на территории РФ.
Вместе с тем, в настоящее время ни в одном законодательном акте в сфере миграции таких норм не содержится, а необходимость уже давно назрела иметь такой закон, также как и в кодификации законодательных и нормативно – правовых актов в единый Миграционный кодекс.
Но, есть ли смысл принимать еще один федеральный закон «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ», поскольку при существующих в настоящее время его вариантах, которые содержат сложную правовую конструкцию по организации деятельности в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ с многочисленными обременениями и дополнительными обязанностями участников отношений, или же приступить сразу к разработке Миграционного кодекса.
Миграционный кодекс при правильной его правовой конструкции позволит не только скоординировать действия законодательной и исполнительной ветвей власти в сфере миграции, но и решить такие проблемы, как нелегальная миграция, теневой бизнес в сфере сдачи комплексного экзамена, трудоустройства, осуществления трудовой деятельности на законных основаниях и т.д.
В совокупности с правилами въезда и выезда иностранных граждан, их пребывания и осуществления трудовой деятельности, правила регулирования деятельности по социальной и культурной адаптации иностранных граждан и интеграции их в российское общество, должны базироваться на единых принципах:
Между тем, по официальным данным МВД России на территории Российской Федерации находится более 10 млн. иностранных граждан, на граждан государств – участников СНГ приходится 84,9%, в том числе Украины – 24,8%, Узбекистана – 17,1%, Таджикистана – 9,6%; граждан государств ЕС – 4,9%, включая граждан Германии – 1,1%, Финляндии – 0,9%, Эстонии – 0,3%; других стран: Китая – 2,8%, Турции – 0,6%, Вьетнама – 0,5%.
Таким образом, можно сделать вывод, что основная масса опрошенных относится к мигрантам нетолерантно, имеется негатив и, понимая, что процесс адаптации трудовых мигрантов является серьезной проблемой, в большинстве случаях не видит путей их решения.
Нетолерантное отношение к мигрантам опрошенные обосновывают еще и тем, что культурные противоречия, связанные с образом жизни, поведением и мировоззрением, незнанием русского языка, низким образованием, меняют нашу культуру, мораль, общепринятые нормы и правила, и даже сам облик территории.
В ходе реализации другого социально значимого проекта «Дорожная карта пространственного размещения трудовых мигрантов: содействие адаптации и интеграции» (грант № 246/16-3 от 13.01.2016, грантодатель – Общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд») опрошено 60 внешних трудовых мигрантов, которые на вопрос «Существуют ли социальные проблемы и какие?», ответили следующим образом:
ДА (чел.) |
НЕТ (чел.) | |
Плохая база для сдачи экзаменов по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ | 26 | 23 |
Отсутствие адаптационных курсов для иностранных граждан | 28 | 12 |
Отсутствие социальной стипендии для иностранных гражданстудентов | 28 | 7 |
Отказ в приеме на работу в связи с трудоемкостью процедур оформления иностранных работников | 34 | 13 |
Негативные стереотипы среди российских граждан об иностранных гражданах | 39 | 6 |
Вымогательство взяток со стороны госчиновников | 31 | 10 |
Трудности в разграничении статусов "мигрант", и соответствующих прав и обязанностей | 31 | 9 |
Плохие жилищные условия в общежитиях | 29 | 10 |
Отсутствие доступа к информации о "враждебно настроенных группах" и опасных местах в городе | 18 | 9 |
Замкнутость некоторых диаспор и общин | 22 | 20 |
Несовпадение условий предварительного договора с условиями окончательного, оформляемого по приезде в Россию | 35 | 15 |
Другое | - | - |