Учитывая прежние ошибки ...

Главная >> Учитывая прежние ошибки ...

Учитывая прежние ошибки ...

Владимир ВОЛОХ, профессор кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления, доктор политических наук

Журнал МВД РФ "Полиция России" январь 2017г.

Миграция населения – весьма сложный, многогранный феномен, формирующий общественную динамику в её социально-экономическом, социально-политическом, демографическом и этническом аспектах.

Геополитическое положение Российской Федерации во многом предопределяет динамичность и интенсивность миграционных потоков на её территории. Поэтому роль государства в управлении процессами, связанными с этим явлением, постоянно возрастает. При этом особое внимание должно уделяться вопросам предупреждения и противодействия незаконной миграции. Это, в свою очередь, требует принятия своевременных и эффективных мер реагирования, соответствующих международным стандартам.

Владимир ВОЛОХ, профессор кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления, доктор политических  наук


Главными целями, закреплёнными в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, принятой в июле 2012 года, являются обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищённость, комфортность и благополучие населения страны. Реализация документа должна привести к стабилизации и увеличению численности постоянного населения государства, содействовать обеспечению потребности нашей экономики в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности её отраслей.

Одним из направлений решения этих задач является совершенствование системы управления в части оптимизации иммиграционного контроля.

В разное время в этой сфере было допущено немало серьёзных институциональных ошибок. С конца прошлого века до начала 2000-х годов наблюдалось либеральное отношение к регулированию процессов внешней иммиграции. Тогда действовал упрощённый порядок приёма иностранных граждан. В результате количество легальных мигрантов увеличилось почти в три раза по сравнению с нелегальными.

Однако в 2002 году подход к решению этих вопросов кардинально изменился. Тогда при осуществлении институциональной реформы уже господствовало представление о возможности решения проблемы незаконной миграции только путём ужесточения принимаемых мер. Как результат, положения концепции, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации, значительно усложнили для иностранных граждан механизмы въезда, регистрации, пребывания, проживания, получения разрешительных документов. Словом, всего необходимого для скорейшей адаптации в нашей стране и интеграции в экономическую деятельность.

Такой подход обернулся серьёзными негативными последствиями, которые привели к росту незаконной миграции, усилению коррупционной составляющей, возникновению теневых сервисов для регистрации иностранцев, организуемых чиновниками. Помимо этого происходили многочисленные нарушения прав мигрантов, росли антимигрантские настроения, приводившие к межэтническим столкновениям.

Лишь со второй половины 2006 года возобладал взвешенный подход управления этими процессами, прежде всего внешней трудовой иммиграции. Такие изменения встретили позитивную оценку всех заинтересованных сторон. Кардинальное изменение ориентиров в отношении приезжающих из стран СНГ, а затем ЕАЭС явилось результатом пересмотра стратегической позиции государства: во-первых, оценки роли миграции в социально-экономическом развитии России, во-вторых, отношения к методам борьбы с незаконной миграцией.

Кроме того, возникла необходимость установить соответствие миграционного законодательства России универсальным и региональным международно-правовым стандартам в сфере предупреждения незаконной миграции в целях дальнейшей унификации международного и национального законодательства.

Например, после присоединения Российской Федерации в 1992 году к Женевской конвенции о статусе беженца (1951) и Протоколу 1967 года наше законодательство в этой сфере было приведено в соответствие с международными нормами. Однако сейчас ситуация претерпела значительные изменения, в частности, в международной практике изменился порядок получения того самого статуса – он стал одноступенчатым. Но в российском законодательстве схема по-прежнему остаётся двухступенчатой.

Существуют и другие международные документы, например, Конвенция международной организации труда, присоединение к которым нашей страны подлежит обсуждению.

Тем более в современных условиях, когда международное сообщество столкнулось с новыми вызовами и угрозами. Среди наиболее серьёзных следует отметить европейский миграционный кризис, вызванный экономической, политической и национально-правовой нестабильностью в странах Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Из-за многократного увеличения потока беженцев в страны Европейского союза потребовалось оперативное принятие мер по их международной защите в сложившейся ситуации.

Чтобы адаптировать к новым условиям государственную миграционную политику, для Российской Федерации требуется совершенствовать управление миграционными процессами. Необходимо проработать решение большого комплекса вопросов, чтобы всё не свелось только к приёму мигрантов, а подразумевало и их учёбу, и адаптацию в нашей стране, и решение проблем гуманитарного характера. Насколько отлажено будет действовать этот механизм, настолько эффективно удастся противостоять некоторым угрозам современности.

Получение вида на жительство


В качестве примера можно привести события 2015 года. Тогда участок российско-норвежской государственной границы организаторы незаконной миграции попытались использовать для транзита беженцев без шенгенских виз в Норвегию, а оттуда – в страны Евросоюза. «Арктический путь» был своевременно перекрыт благодаря слаженной работе «на опережение» сотрудников территориальных подразделений миграционной и пограничной служб. Они вовремя зафиксировали на пунктах пропуска нарастающий поток иностранцев, желающих попасть в Норвегию, и ограничили въезд этим людям. Решить проблему, не доводя её до критического состояния, удалось благодаря соразмерности гуманитарных и силовых аспектов, опыту работы наших правоохранителей.

Довольно эффективной мерой в осуществлении миграционной политики стало широкое использование специальной автоматизированной системы учёта. Благодаря ей удаётся выявлять лиц, которые находятся на территории Российской Федерации с нарушением сроков пребывания, и закрывать им въезд в Россию. За двухлетний период усиления этой нормы въезд закрыт более 1,8 миллиона иностранным гражданам по тем или иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Это не только послужило профилактике правонарушений, но и понудило легализоваться многих из вновь прибывающих мигрантов.

Следует особенно подчеркнуть, что именно в силу своей многогранности и фундаментальности формирование и реализация государственной миграционной политики и комплексное управления всеми миграционными процессами требуют новых подходов.

На мой взгляд, важно внести дополнения в концепцию государственной миграционной политики с учётом изменений, которые произошли в международной обстановке с 2012 года. Так, после передачи МВД России функций по осуществлению миграционной политики возникла необходимость организовать подготовку соответствующих профессиональных кадров. Поскольку им на службе предстоит заниматься более широким спектром вопросов, нежели выявление нелегалов – значит, и обучение должно вестись не только в ведомственных, но и в гражданских вузах.

Выдача готовых документов мигранту


Предстоит решить целый ряд сложных задач. Среди них адаптация и интеграция мигрантов, реализация государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, управление процессами учебной (образовательной), внешней трудовой, вынужденной и внутренней миграции. Только при их успешном решении миграционные процессы станут фактором, способствующим позитивному развитию общества при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.