Главная >> Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы
В.А. Волох, д-р полит. наук, профессор кафедры государственного управления и политических технологий, Государственный университет управления, Москва
С.А. Гришаева, канд. психол. наук, доцент кафедры социологии и психологии управления, Государственный университет управления, Москва.
Журнал «Социальная политика и социология» Том 16 № 1 (120) 2017 с. 80-87
Аннотация: международная образовательная миграция становится всё более интенсивной в условиях современного глобализирующегося мира и ее результаты оказывают всё более заметное влияние на социально-политические и социально-экономические процессы. В данной работе рассматривается процесс международной образовательной миграции, его характерные особенности, проблемы и перспективы. Анализируются последствия образовательной эмиграции и иммиграции для России, направления российской государственной политики, а также опыт других государств в области образовательной миграции.
Ключевые слова: международная образовательная миграция, мировой рынок образования, экспорт
образования, импорт образования, иностранный учащийся
Одним из важнейших видов миграционной подвижности является международная образовательная (учебная) миграция, которая представляет собой перемещения людей между странами с целью получения образования различного уровня и на различные сроки. «В международной практике учета миграции перемещения студентов и стажеров выделяют в самостоятельную категорию, поскольку эта миграция выполняет вполне определенную социальную функцию, связанную с интернационализацией образования и развитием высокопрофессиональных ресурсов, представляющих по сути интеллектуальный глобальный капитал общества» [16]. К данному виду миграции относятся перемещения обучающихся различных уровней подготовки: школьников, студентов средних специальных и высших учебных заведений, аспирантов, докторантов, стажеров, профессионалов, повышающих свою квалификацию в различных учебных заведениях, структурах и компаниях.
Образовательная миграция сегодня обладает высокой степенью интенсивности, что обусловлено следующими объективными факторами:
1. Усиливающаяся интеграция образовательных систем, вызванная потребностями глобальной политики и экономики.
2. Повышение значимости образования в результате перехода к информационному обществу (обществу знаний).
3. Необходимость непрерывного образования и постоянного повышения квалификации как ответ на всевозрастающую конкуренцию на рынке рабочей силы.
4. Развитие информационных технологий, позволяющих образовательным учреждениям увеличивать свою информационную открытость для потенциальных учащихся.
5. Образовательная политика многих государств, направленная на интенсификацию образовательной миграции, повышение доступности образовательных услуг, интернационализацию образовательной среды.
6. Создание и эффективное функционирование международных программ студенческого обмена, таких как Эразмус Мундус, и т.п.
Как видим, интенсивность международной образовательной миграции вызвана вполне объективными причинами, действие которых в ближайшей перспективе вряд ли ослабнет. Таким образом, не вызывает сомнений предположение, что потоки образовательной миграции будут всё более интенсивными и разнообразными, вопрос только в том, какую роль будет занимать российское образование в этом процессе. На сегодняшний момент ситуация оценивается следующим образом [3]: лидер на мировом образовательном рынке (емкость которого по оценкам ВТО – 50–60 миллиардов долларов) – США, контролирующие почти треть мирового финансового образовательного оборота. По данным ЮНЕСКО [21], в 2013 году около половины от общего количества иностранных студентов приходилось всего на шесть стран-лидеров: США (19%), Великобритания (10%), Австралия (6%), Франция (6%), Германия (6%), Российская Федерация (3%). При этом нужно учитывать не только общее количество иностранных студентов, но и их долю по отношению к общей численности студентов. Так, в России этот показатель в 2013 году составил 3,6%, в 2014 году – 4,3% [7], в 2015 – 6% [10], в то время как, например, в Швейцарии доля иностранных учащихся в 2011 году составила 38% [1]. Кроме того, по мнению экспертов [2], прирост доли иностранных студентов в российских вузах вызван, в том числе, сокращением численности российских студентов. К тому же, эксперты отмечают [21], что со странами-лидерами в области образовательной миграции начинают довольно успешно конкурировать «новички» – Китай, Малайзия, Сингапур, Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и т.д. Как мы видим, мировой рынок образования достаточно динамично развивается: появляются новые игроки, новые условия и перспективы, поэтому для России очень важно сохранить и приумножить свой потенциал страны-реципиента в области образовательной миграции, ведь, как говорится, «приток студентов определяет престиж страны» [7].
Однако международная образовательная миграция приносит не только имиджевые Как видим, интенсивность международной образовательной миграции вызвана вполне объективными причинами, действие которых в ближайшей перспективе вряд ли ослабнет. Таким образом, не вызывает сомнений предположение, что потоки образовательной миграции будут всё более интенсивными и разнообразными, вопрос только в том, какую роль будет занимать российское образование в этом процессе. На сегодняшний момент ситуация оценивается следующим образом [3]: лидер на мировом образовательном рынке (емкость которого по оценкам ВТО – 50–60 миллиардов долларов) – США, контролирующие почти треть мирового финансового образовательного оборота. По данным ЮНЕСКО [21], в 2013 году около половины от общего количества иностранных студентов приходилось всего на шесть стран-лидеров: США (19%), Великобритания (10%), Австралия (6%), Франция (6%), Германия (6%), Российская Федерация (3%). При этом нужно учитывать не только общее количество иностранных студентов, но и их долю по отношению к общей численности студентов. Так, в России этот показатель в 2013 году составил 3,6%, в 2014 году – 4,3% [7], в 2015 – 6% [10], в то время как, например, в Швейцарии доля иностранных учащихся в 2011 году составила 38% [1]. Кроме того, по мнению экспертов [2], прирост доли иностранных студентов в российских вузах вызван, в том числе, сокращением численности российских студентов. К тому же, эксперты отмечают [21], что со странами-лидерами в области образовательной миграции начинают довольно успешно конкурировать «новички» – Китай, Малайзия, Сингапур, Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и т.д. Как мы видим, мировой рынок образования достаточно динамично развивается: появляются новые игроки, новые условия и перспективы, поэтому для России очень важно сохранить и приумножить свой потенциал страны-реципиента в области образовательной миграции, ведь, как говорится, «приток студентов определяет престиж страны» [7]. Однако международная образовательная миграция приносит не только имиджевые щаться домой, страна-реципиент получает работника, не затратив при этом средств на его становление в детстве, на его предыдущее обучение и воспитание. Другими словами, возникает экономия на вложениях в ребенка и прибыль от деятельности трудоспособного индивида. Если говорить о политическом эффекте образовательной миграции, то он заключается в следующем. Студенты, возвратившиеся после обучения домой являются в некотором роде «послами доброй воли», т.е. агентами положительного влияния на общественное мнение по поводу страны-реципиента. Кроме того, в процессе обучения возникает большое количество неформальных контактов, в том числе и между потенциальными субъектами политической власти, что в дальнейшем может позволить избежать недопонимания в сложных политических ситуациях. Нельзя забывать и о социальном эффекте от образовательной миграции. Общеизвестно, что многие развитые страны столкнулись сегодня с демографической проблемой, решить которую они пытаются и при помощи миграции. Однако мигрант мигранту рознь: одно дело, если приходится тратить время и деньги на обучение и адаптацию вновь прибывших, и совсем другое дело – бывший студент, владеющий языком, знающий культуру принимающего общества, получивший знания, умения и навыки в соответствии с запросами национального рынка труда, имеющий сложившийся круг общения и т.д. Соответственно эта категория мигрантов не требует к себе особого внимания и усилий со стороны миграционных служб. То есть грамотная политика в области образовательной миграции приводит к тому, что за деньги самих мигрантов страна получает молодого, квалифицированного, мотивированного на интеграцию работника.
При разработке направлений и механизмов образовательной миграционной политики нужно учитывать следующие особенности этого вида миграции:
Территориальная локализация (миграция осуществляется на те территории и в те населенные пункты, где есть учебные заведения, осуществляющие обучение иностранцев).
Временная локализация (период миграции фиксирован и зависит от периода обучения).
Возрастная гомогенность (мигранты примерно равны по возрасту).
Эти особенности указывают на то, что образовательная миграция является более «прозрачной» и легче поддается миграционному учету, что позволяет осуществлять целенаправленную политику поддержки этого миграционного потока. Российская Федерация сегодня стремится занять и сохранить достойное место в среде странреципиентов в области образования. В 2016 году впервые запущена открытая процедура подачи заявок на обучения через электронные ресурсы, что уменьшает количество посредников и упрощает процедуру поступления [4]. В основном в Россию едут учиться студенты из Белоруссии, Казахстана, Украины, Узбекистана и Китая [9]. По мнению экспертов [21], важным конкурентным преимуществом является культурная близость студентов-мигрантов с культурой стран-реципиентов, что скорее всего и объясняет такой этнический состав иностранных студентов в России. Как уже было сказано выше, в последние годы наблюдается устойчивая положительная динамика по привлечению иностранных студентов. В 2016 году конкурс среди иностранцев составил 4,5 человека на одно бюджетное место [14]. В то же время, на наш взгляд, полезно обратиться к опыту стран, являющихся уверенными лидерами на международном образовательном рынке, например, Франции. За последние 15 лет число студентов во Франции увеличилось на 90% [14]. Столь заметный прирост стал результатом грамотной целенаправленной политики в области образовательной миграции. Элементами этой политики стали: упрощение положений об обучении за счет местных партнерских связей, введение многолетних виз для студентов и исследователей, присвоение специальных статусов для некоторых категорий обучающихся, процедура «одного окна» для оформления на обучение, обеспечение общежитием, участие в программе Эразмус Мундус.
В 2015 году в Ростовской области нами было проведено исследование адаптации студентов-беженцев с Украины. Многие из опрошенных преподавателей отмечают грамотно организованную работу в вузе по осуществлению более эффективной адаптации и интеграции обучающихся мигрантов из Украины в принимающее сообщество. Так, респондентами называются следующие виды работы с мигрантами (сумма ответов превышает 100%, так как респонденты называли все известные им способы и меры):