Главная >> Институциональные формы диалога власти и гражданского общества в контексте политики интеграции мигрантов (на примере Москвы)
Волох Владимир Александрович Доктор политических наук, профессор, Государственный университет управления
Дмитриева Татьяна Николаевна Заместитель начальника отдела Управления по вопросам миграции Главного Управления МВД России по г. Москве
Theories and Problems of Political Studies. 2017, Vol. 6, Is. 2А
Аннотация
В статье рассматриваются особенности коммуникации власти и гражданского общества в контексте политики интеграции на примере города Москвы. Представлены конкретные примеры участия институтов гражданского общества в процессе адаптации и интеграции мигрантов в московское сообщество. Отмечается необходимость совершенствования процесса развития институтов гражданского общества в России. Проводятся параллели между совещательной демократией Ю.Хабермаса и идеей о развитии демократических институтов в России, изложенной в программной статье В. Путина. Авторы обращают внимание на несостоятельность ряда представителей этноструктурированной части гражданского общества при представлении интересов национальных сообществ, отсутствие коммуникационных структур общественности, востребованных форматов в работе с мигрантами. Применяя дифференцированный подход к категориям мигрантов, авторы предлагают актуальные направления по совершенствованию взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества в сфере адаптации и интеграции мигрантов.
Для цитирования в научных исследованиях
Волох В.А., Дмитриева Т.Н. Институциональные формы диалога власти и гражданского общества в контексте политики интеграции мигрантов (на примере Москвы) // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Том 6. № 2А. С. 410-421.
Ключевые слова
Институты гражданского общества, функциональное представительство интересов, делиберативная демократия, коммуникационные структуры общественности.
Введение
В обществе, как и в любом сложном развивающемся механизме, существует два взаимосвязанных механизма, совокупность которых обеспечивает его сохранение и развитие, – это механизмы управления и самоорганизации. При этом сохранение, или системную стабильность, обеспечивает в основном первый механизм, а развитие – второй. Общественные науки выделяют два основных общественных явления, находящихся в постоянном взаимодействии: государство и гражданское общество.
Это взаимодействие институционализировано в виде системы функционального представительства интересов в государственном управлении и должно быть направлено на гармонизацию общественных отношений. Можно выделить четыре основных типа интересов, которые конкурируют и переживают взаимную диффузию: политические и идеологические, территориальные и региональные, корпоративные (интересы бизнеса) и социальные (интересы социальных групп). При этом стержневым элементом российской системы согласования интересов выступают национальные интересы, т.е. интересы государства-нации, связанные с обеспечением коллективной безопасности, стабильности и процветания [Фельдман, 2015, 147].
Институциональные формы диалога власти и гражданского общества в контексте политики интеграции мигрантов
В контексте политики интеграции мигрантов предмет для рассмотрения представляют социальные интересы, в частности, связанные с социокультурной и религиозной принадлежностью граждан. Ориентиры целеполагания Российской Федерации в сфере национальной и миграционной политики закреплены в соответствующих рамочных документах [Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации…, www]. Именно в области гармонизации взаимоотношений между мигрантами и принимающим сообществом миграционная политика Российской Федерации, направленная на удовлетворение потребностей экономического, социального и демографического развития страны, смыкается с государственной национальной политикой, призванной обеспечить гражданское единство в условиях культурного и конфессионального разнообразия. Таким образом, система согласования интересов различных социокультурных групп должна обеспечивать единственно приемлемую для полиэтничного российского государства формулу «единства в многообразии», которая согласуется с ожидаемым результатом политики интеграции. В этой связи актуализируется дилемма сочетания этнической идентичности с общероссийской идентичностью, а этнической самоидентификации с гражданской самоидентификацией [Аствацатурова, 2012, 33].
Международная практика показывает, что если вопросы определения правового положения иностранных граждан относятся к компетенции государства, то вопросы интеграции, адаптации и оказания им правовой помощи во многом решаются при самом активном участии неправительственных организаций. В диалоге власти и гражданского общества государственная власть представлена институтами, уполномоченными осуществлять управление в сфере государственной национальной политики и в сфере государственной миграционной политики. К таким институтам относятся федеральные органы исполнительной власти: Федеральное агентство по делам национальностей, Министерство внутренних дел и другие министерства и ведомства. Законодательно полномочия региональных и местных властей в данной сфере закреплены в федеральном законе № 284. Однако до настоящего времени не определен федеральный орган, отвечающий за интеграцию мигрантов в российский социум. Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба была упразднена, а ее функции в полном объеме переданы МВД России. Однако, в отличие от упраздненной структуры, содействие адаптации и интеграции мигрантов в компетенцию МВД России не входит [Об утверждении Положения о Главном управлении…, www].
Гражданское общество через свои институты, прежде всего через общественные объединения, оказывает влияние на принятие государственных решений и способствует развитию народного представительства. Одним из таких институтов, через который может быть осуществлено данное влияние, является созданная в 2004 году Общественная палата Российской Федерации. На региональном уровне в Москве функционирует Общественная палата города Москвы, которая по аналогии с Общественной палатой Российской Федерации является важным элементом взаимодействия между горожанами, некоммерческими организациями (НКО) и властью. По результатам работы Общественная палата города Москвы дает свои рекомендации Правительству Москвы.
Несомненно, одним из ярких явлений общественной жизни на протяжении 10 лет является деятельность Общественно-консультативного совета при Федеральной миграционной службе. Благодаря деятельности этого института, в значительной степени оптимизировано участие гражданского общества в формировании и реализации миграционной политики Российской Федерации. Опыт работы Общественного совета при Федеральной миграционной службе дает основания полагать, что данная практика стала конструктивным элементом развития институтов гражданского общества при формировании государственной миграционной политики Российской Федерации. Деятельность Общественного совета способствовала формированию новых тенденций в управлении миграционными процессами, позволила с учетом общественного мнения оперативно решать проблемы, возникающие в ходе реализации мероприятий стратегического планирования, и развивать взаимодействие ФМС России с общественными объединениями, научными и учебными учреждениями.
При Управлении Федеральной миграционной службы по городу Москве (далее – УФМС России по г. Москве) на протяжении многих лет работал Общественно-консультативный совет, заседания которого стали площадкой для коммуникации самых разных субъектов гражданского общества и руководства московского Управления Федеральной миграционной службы. Привлечение к диалогу о проблемах, возникающих при реализации миграционной политики на территории столицы, экспертное сообщество, депутатский корпус, руководителей профильных Департаментов Правительства Москвы и федеральных ведомств позволило Общественно-консультативному совету проработать ряд общественных инициатив в качестве основы для будущих законодательных актов и нормативно- правовых документов.
Руководители общественных организаций, работающих в сфере адаптации и интеграции мигрантов, неоднократно выступали на заседаниях ОКС с презентациями своих проектов. Так, некоммерческая организация «Фонд поддержки трудовых мигрантов» в 2014 году организовывала и финансировала курсы по обучению трудовых мигрантов русскому языку непосредственно по месту их работы.
С 2014 года Межрегиональная общественная организация содействия адаптации мигрантов «Единство» работала в проекте «Обучение иностранных специалистов в профессионально-технических учебных заведениях Российской Федерации для трудовой деятельности на ее территории». Организация заключала договоры с учреждениями среднего профессионального образования города Москвы, в которых иностранные граждане, изучившие русский язык в ходе домиграционной подготовки в своих странах, осваивали востребованные рабочие профессии, проходили производственную практику в организациях – партнерах «Единства» и в свободное от работы время трудились на этих же предприятиях. Обучение в колледжах и техникумах проводилось на платной основе.
Благотворительный фонд «Закят» совместно с Духовным управлением мусульман России в 2014 году организовал Социальную организацию юридической (правовой) защиты и информационной поддержки «СОЮЗ». По договору оферты годовой стоимостью 1500 рублей мигрантам предоставлялись бесплатные консультации по правовым вопросам, обучение русскому языку, подготовка к тестированию, медицинское страхование и социальная помощь.
В 2015 году представители Межрегиональной общественной организации «Кыргызское единение» активно продвигали проект «Социальная карта гостя столицы "EURASIACARD"». Проект был направлен на оказание бесплатных или доступных услуг иностранным гражданам из стран СНГ, прибывающих на территорию Российской федерации в связи с трудоустройством, образовательной или туристической целью. В течение года Социальную карту гостя приобрели около 5000 человек (Украина, Таджикистан, Узбекистан и др.). По карте оказывались следующие услуги: