13 марта в отеле Звезды Арбата состоялась конференция "Трудовое право и трудовые споры 2025".
В рамках конференции была организована сессия «Будущее платформенной занятости». Участие в сессии, помимо президента Союза «МАТМ» Николая Курдюмова приняли:
- Марина Рыжкова, партнер, руководитель трудовой практики, Nextons;
- Ольга Чиркова, советник, Birch Legal;
- Ольга Тянгаева, юрист по трудовому праву, Яндекс.Такси;
- Юлия Заскальченко, советник, Инфралекс;
- Денис Бушнев, руководитель Практики трудового права и защиты данных, Stonebridge Legal;
- Константин Лейбовский, начальник отдела экономической безопасности, КУПЕР.
Основные итоги конференции были изложены в обобщающем материале «Платформенная занятость и грамотное увольнение: юристы обсудили тренды трудового права». Статья: https://pravo.ru/story/257811/
Николай Курдюмов в своем выступлении на тему "Участие иностранных граждан в платформенной занятости", отметил:
На территории Российской Федерации правоотношения в рамках платформенной занятости уже сложились. Платформенная занятость как таковая уже существует. Она лишь нуждается в оформлении как правовой институт, прежде всего для защиты интересов участников процессов платформенной занятости.
На примере Российской Федерации можно сказать об участии в платформенной занятости значительного количества иностранных граждан.
Мы исходим из того, что в рамках платформенной занятости правоотношения содержат, прежде всего, элементы гражданско - правововых отношений по выполнению работ (оказанию услуг).
Иностранные граждане при этом могут выступать как в роли исполнителей, так и заказчиков.
Платформенная занятость предполагает:
- доминирование краткосрочных отношений между исполнителем и заказчиком (длительность которых может составлять менее суток);
- возможность заказчика получать услуги (выполнять работы) от неограниченного количества исполнителей и исполнителю оказывать услуги (выполнять работы) неограниченному количеству заказчиков.
Законодательством в сфере миграции такие правоотношения рассматриваются как оказание услуг иностранным гражданам либо как трудовая деятельность с участием иностранных граждан. Особенности и того и другого варианта правоотношений регулируются достаточно жестко на законодательном уровне.
Такое положение вещей требует внедрения регуляторных механизмов для оценки деятельности всех участников платформенной занятости – операторов платформ, заказчиков, исполнителей.
Участники правоотношений (исполнители и заказчики) должны быть уверены в том, что они получают или оказывают услуги (выполняют работы) в отношении другого участника-иностранного гражданина только, если он имеет легальный статус с учётом обязательных требований или ограничений, установленных национальным законодательством.
В противном случае:
- платформы будут использоваться как возможность заработка и получения услуг для нелегально находящихся в стране иностранных граждан;
-а также, кратно увеличится количество правонарушений в сфере миграции по формальным признакам, а, следовательно, и нагрузка на правоохранительные органы
Кроме того, у участников правоотношений появится возможность «обхода» ограничений, установленных национальным законодательством, например в отношении привлечения иностранных граждан к выполнению работ (оказанию услуг) в определённых сферах деятельности.
Дополнительно следует обратить внимание на особенности медицинского страхования иностранных граждан - участников платформенной занятости. В подавляющем большинстве случаев правоотношения платформенных занятых не имеют характера трудовых, а являются по природе своей гражданско-правовыми, что не позволяет гражданам государств – участников Договора о ЕАЭС оформить полис ОМС и получать в России медицинскую помощь в соответствующем объёме. Национальное законодательство Российской Федерации, предполагает возможность оформления гражданами государств – участников Договора о ЕАЭС полиса ОМС только в случае осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора.
С учетом текущего ужесточения требований к соблюдению российского законодательства в сфере миграции, представляется важным скорейшее урегулирование на законодательном уровне особенностей участия иностранных граждан в функционировании платформ либо в рамках профильного закона и (или) через внесение соответствующих изменений в миграционное законодательство.
Войти на сайт