Больше адаптированных мигрантов

Главная >> Новости >> Эксперты назвали условия, при которых в России появится больше адаптированных мигрантов

Эксперты назвали условия, при которых в России появится больше адаптированных мигрантов

      21 сентября 2022 г.

Для этого нашей стране необходимо самой создать центры оргнабора в странах Средней Азии

В России только начинает формироваться механизм адаптации мигрантов. Существующая система оргнабора с Узбекистаном и Таджикистаном несовершенна и не занимается проблемой адаптации. В ФАДН обещают запустить пилотные проекты в регионах РФ, а эксперты настаивают на необходимости создать центры предвыездной подготовки иностранных рабочих. Причем именно Россия должна взвалить на себя эту задачу. Без этого не удастся привлечь к проблеме бизнес, которому пока проще нанимать работников без квалификации и знания языка.

Эксперты назвали условия, при которых в России появится больше адаптированных мигрантов


Пока только на бумаге, а дальше — время покажет

В конце августа президент России Владимир Путин встретился с главой Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорем Бариновым. На встрече особняком стоял вопрос социокультурной адаптации мигрантов, над которым, по словам Баринова, трудится огромное количество госорганов. Президент подсказал идею, что нужно начинать процессы адаптации еще на родине мигрантов. Тем более что страны ближнего зарубежья не против в этом посодействовать. По итогу глава ФАДН получил разрешение на создание этих адаптационных центров в пилотных регионах РФ.

Проблема адаптации мигрантов не нова для России, но налаженной системы для ее решения до сих пор не существует. Daily Storm обратился в ФАДН с целью узнать, какие сложности стоят на пути к созданию подобной системы. В пресс-службе ФАДН сообщили, что на данный момент практической адаптацией мигрантов занимаются НКО за счет грантов и субсидий. Но им не хватает сил и финансирования, чтобы работать на долгосрочной основе и охватывать больше число мигрантов. Поэтому в ФАДН наконец создали базовый комплекс мероприятий для помощи мигрантам в усвоении правил и норм российского общества.

«В ближайшее время мы планируем определить субъекты, в первую очередь среди тех, кто испытывает большую миграционную нагрузку и в связи с этим сложности в межнациональных отношениях, для реализации пилотных проектов. В рамках этих проектов с учетом региональной специфики будут отрабатываться различные формы и методы реализации комплекса адаптационных мероприятий», — ответили в Федеральном агентстве по делам национальностей.

После подведения итогов специалистам уже будет понятно, будет ли это в прямом смысле слова отдельный адаптационный центр либо комплекс мероприятий реализуют на базе уже существующих учреждений. То есть пока нет ни четкой системы адаптации иммигрантов, ни представлений о том, как ее дальше развивать.

Особый путь России в вопросе адаптации мигрантов

В Европе еще со времен миграционного кризиса 2015 года остро стоит вопрос о создании центров адаптации мигрантов, в том числе в странах исхода. Специалисты ФАДН совместно с МИД РФ изучили международный опыт в этой проблематике и согласны, что в Европе выстроена целая система помощи мигрантам. Но он не подходит для России, поскольку в Европе речь идет только о процессах интеграции мигрантов, а не их социокультурной адаптации.

«Нужно понимать, что объектами такой политики являются в первую очередь иностранные граждане, претендующие на получение гражданства. В их числе и беженцы, с пребыванием которых был связан миграционный кризис 2015 года. Наша же страна преимущественно имеет дело с временными трудовыми мигрантами, уровень и способность к адаптации которых зависит от комплексной миграционной политики, в первую очередь связанной с первичным отбором иностранных граждан», — объяснили эксперты ФАДН.

Но в Евросоюзе есть такой инструмент регуляции рынка труда, как система оргнабора. Например, эту систему используют в Германии и Польше. А совсем недавно и Россия взяла на вооружение эту практику.

Система оргнабора — что это и как работает?

В компетенции ФАДН не входят вопросы, касающиеся оргнабора, поэтому Daily Storm обратился к экспертам. Член совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Волох объяснил, как работает система оргнабора. Она позволяет на территории государства исхода мигрантов провести подготовку иностранных граждан, чтобы те соответствовали стандартам профквалификации. Также их экзаменуют на знание русского языка, истории и основ законодательства РФ.

«Задача стоит подготовить гражданина на территории своей страны, чтобы когда они приезжали в РФ, активно включались в трудовую деятельность. Здесь заинтересованы и работодатели, и работники. Работник знает работодателя, условия труда и быта в этой организации. А работодатель знает, какие к нему едут работники, какой имеют разряд», — объяснил Волох.

В начале сентября Минстрой отчитался о заполнении квоты оргнабора из Узбекистана наполовину. Сейчас на территории РФ работает около 4500 граждан Узбекистана, набранных по системе оргнабора. Всего же в качестве потенциальных работников было отобрано 13,5 тысячи человек при лимите в 10 тысяч.

Но это все равно небольшое число в масштабах нашей страны. А о результатах соглашения с Таджикистаном и вовсе нет точных данных. И остается открытым главный вопрос — как в системе оргнабора отлажен механизм адаптации? Владимир Волох вынужден констатировать, что количественные показатели действительно пока невысокие, да и адаптации как таковой там нет. Но пока идет обработка новых механизмов, выявленные недостатки будут разобраны экспертами и исправлены в будущем.

Президент Союза «Международный альянс «Трудовая миграция» Николай Курдюмов убежден, что власти Узбекистана и Таджикистана заинтересованы в налаживании этого процесса не меньше нас. Однако необходимо согласовать все процессы не только на уровне государств, но и с вовлечением самих мигрантов, что проблематично. И в целом оргнабор — это сложный процесс, которому мешает множество факторов.

«Система оргнабора медленно развивается, потому что соглашение имеет рамочный характер и не создает особые условия для тех мигрантов, кто в нем участвует. И поскольку сложилась практика неформального трудоустройства, то сложно ожидать, что система перестроится сама собой. Много заинтересованных структур и лиц как у нас, так и в государствах выезда, кому выгоднее теневое трудоустройство. Нужно с этим бороться и выводить из этой сферы работодателей и мигрантов», — считает Курдюмов.

С ним согласен председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин. От себя он добавил, что отечественному работодателю, к сожалению, не нужны адаптированные мигранты.

«Нет заинтересованности работодателя в получении новых работников, которые бы знали языки и были квалифицированны. В квалифицированных, может быть, заинтересованы, а в знании русского языка нет нужды», — посетовал Зорин.

В качестве положительного примера он привел подход Южной Кореи, которая в этом вопросе продвинулась дальше России. В том же Узбекистане корейцы создали несколько центров довыездной подготовки. В них целевым способом активно набирают мигрантов, тестируют на знание корейского языка и проверяют их профпригодность.

Шаги на пути к адаптации

Южная Корея смогла выстроить такую систему, поскольку взяла на себя львиную долю организации всего процесса, в том числе на территории Узбекистана. Владимир Волох считает, что России также нужно активнее участвовать в этом процессе.

«Надо реально подготавливать иностранных работников на территории государства исхода. Должны быть созданы центры предвыездной подготовки, в которых будут прежде всего российские специалисты, которые знают условия труда и быта на территории России. Они будут знакомить работников с тем, в какую организацию они едут, и проводить предварительную работу по отбору по профквалификации и сдаче комплексного экзамена на знание русского языка, основ истории и законодательства», — предложил член совета при президенте РФ по межнациональным отношениям.

Николай Курдюмов выступает с позиции председателя Комиссии по трудовой миграции Совета Торгово-промышленной палаты по внешнеэкономической деятельности. Он уверен, что адаптация мигрантов невозможна без легализации их трудовой деятельности и адаптации иностранцев на российском рынке труда. Ведь именно с легальными мигрантами, имеющими официальный статус, можно проводить адаптационные программы. Поэтому необходимо создать организационно-правовые стимулы для работодателей и иммигрантов.

«Чтобы он (мигрант) из Узбекистана искал работу не через местного бригадира Джамшута, а через те структуры, в том числе точки довыездной подготовки, которые создаются с участием России. Конкретно нужно, чтобы были приняты законы, как в России, так и в Узбекистане и Таджикистане, которые дают преференции тем, кто прошел довыездную подготовку. Это уменьшение налоговой нагрузки, облегчение платежей, ускорение оформления документов и так далее», — перечислил меры Курдюмов.

Если бы были созданы такие нормы, то бизнес сам бы начал участвовать в этом процессе, предположил эксперт. Крупные работодатели, которые нуждаются в тысячах работников, работников, могли бы принять участие в создании в странах исхода центров подготовки. Малый бизнес пока пока исключен из этого процесса, ведь вряд ли кто-то будет посылать своих представителей в другую страну, чтобы нанять там одного-двух поваров. Поэтому для малого бизнеса нужно создать площадки, где бы принимали их заявки на работников с необходимым уровнем квалификации. Для этого нужно провести масштабную работу по созданию системы документального подтверждения квалификации иностранцев. А это, к слову, одна из ключевых проблем, встающих на пути иностранного работника.

Резюмируя сказанное, можно вывести схему основных шагов, которые предстоит пройти. Сначала государству необходимо разработать организационно-правовые нормы для оргнабора. Затем совместно с крупным бизнесом оно должно совместно со структурами стран исхода принять участие в создании площадок для предвыездной подготовки. И уже после этого в будущем сможет войти в этот процесс средний и даже малый бизнес.

«В этом случае создание в России адаптационных центров вложится в эту схему. Потому что если мы мигрантов не будем готовить там, то будем по хвостам бить. Они сами сюда приезжают, находят через посредников работу и жилье. Они нам не очень верят, ведь мы им пока не очень помогаем в подборе достойной работы и дешевого жилья. Нам нужно там, на родине быть им помощником. А дальше после их приезда сюда сопровождать эти процессы, помогать им в решении проблем, в том числе и по культурной адаптации», — подытожил представитель Торгово-промышленной палаты.

Без трудовой адаптации сложно адаптировать иммигранта в социально-культурном плане. Курдюмов напомнил, что это две стороны одной медали. О них и говорили Путин и Баринов — о создании площадок предвыездной подготовки и о создании центров адаптации на территории РФ.

Вы не можете комментировать данную статью (необходимо войти в свой аккаунт)

Войти на сайт