Трудовая адаптация мигрантов

Главная >> Мероприятия >> Материалы мероприятий >> Трудовая адаптация мигрантов на российском рынке труда — важное условие социокультурной адаптации (Курдюмов Н.В., РГГУ, ноябрь 2017г.)

Трудовая адаптация мигрантов на российском рынке труда — важное условие социокультурной адаптации (Курдюмов Н.В., РГГУ, ноябрь 2017г.)

ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ

Н.В. Курдюмов

Президент Союза «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЛЬЯНС “ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ”»

pixel


Процессы социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ различаются в зависимости от тех целей, с которыми эти мигранты прибывают в Россию. У трудовой миграции, в отличие от учебной, лечебной и иной, главная задача – заработать деньги для сносного пребывания в России и отправки заработанных средств на родину мигранта. Именно такие мигранты составляют большую часть миграционного потока.

В основе процессов социокультурной адаптации трудовых мигрантов – легальное пребывание в России и законная трудовая деятельность. Если статус трудовых мигрантов неурегулирован, все усилия по их адаптации будут сведены к нулю.

Таким образом, трудовая адаптация является для трудовых мигрантов условием успешной социокультурной адаптации.

Основные проблемы трудовой адаптации мигрантов связаны с несогласованностью миграционного потока с ситуацией на российском рынке труда. Складывается противоречивая ситуация: при значительном притоке трудовых мигрантов существует постоянно высокий неудовлетворенный спрос на рабочую силу, при этом квалификационный потенциал мигрантов нередко не востребован.

Прибывающие в Россию трудовые мигранты, неадаптированные к реальности российского рынка труда, обращаются в поиске хотя бы какой-то работы к своим соотечественникам или недобросовестным работодателям, что нередко приводит к теневой занятости или трудовой дискриминации и, естественно, не способствует адаптации мигрантов.

Для системного содействия трудовой адаптации необходима, как минимум, следующая инфраструктура:

  • создание информационно-консультационных сервисов по заблаговременному информированию заинтересованных трудовых мигрантов о реальных вакансиях работодателей, требованиях к соискателям, условиях труда и быта, других важных элементах законного пребывания и работы в России
  • развитие в странах выезда мигрантов и в России, на базе учебных заведений среднего профессионального обучения, программ профессиональной подготовки мигрантов по реально востребованным на рынке труда профессиям и наличие возможностей для трудовых мигрантов оплатить за обучение из будущей зарплаты
  • внедрение процедур профессиональной аттестации трудовых мигрантов с учетом требований работодателя и перспективных запросов российского рынка труда, а также системы рекомендаций работодателей по результатам работы у них мигрантов
  • введение механизмов реального контроля за недопущением дискриминации и эксплуатации трудовых мигрантов со стороны российских работодателей (этот механизм должен являться продолжением соответствующего контроля относительно российских работников)

Указанные задачи являются составными элементами процесса организованного набора, как комплекса мероприятий по организованному подбору и привлечению работников из числа иностранных граждан, отвечающих комплексу требований работодателя на вакансии на российском рынке труда.

Таким образом, для успешного решения задачи трудовой и социокультурной адаптации мигрантов нужно развивать систему организованного набора иностранных граждан на работу в Россию.

Актуальность развития оргнабора связана так же с подписанием в текущем году и недавней ратификацией межправительственного соглашения «Об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации», для реализации которого предстоит выполнить комплекс мероприятий. Идет также подготовка подобных соглашений с другими государствами.

Кроме того, в разрабатываемом сейчас под эгидой Федерального агентства по делам национальностей проекте федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» впервые излагаются требования к центрам предвыездной подготовки мигрантов за рубежом и к центрам социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в России, которые являются одним из важных компонентов инфраструктуры оргнабора. Учитывая все это, необходимо сформулировать базовые требования к оргнабору и его участникам, пути и формы его развития, определить механизм управления оргнабором.

На основе 15-ти летнего опыта работы Союза экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЛЬЯНС “ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ”, хотели бы представить участникам конференции видение структуры оргнабора, механизмов его управления и развития.

В обеспечении функционирования оргнабора принимают участие, как госструктуры, так и негосударственные организации в государствах выезда мигрантов и в России.

Важное место в системе оргнабора занимают кадровые агентства или частные агентства занятости (термин взят из Конвенции МОТ № 181 «О частных агентствах занятости»), которые должны осуществлять подбор востребованных работников из числа иностранных граждан в соответствии с заявками работодателей. Являясь ключевыми посредниками между мигрантом-соискателем рабочего места и работодателем, частные агентства занятости (ЧАЗы), по сути, реализуют на практике базовые функции оргнабора.

Профессиональная работа ЧАЗов предполагает детальное знакомство с требованиями работодателя, условиями работы и быта мигрантов, особенностями трудового договора и прочими условиями. От ЧАЗа также требуется способность и умение тестировать профессиональные и личностные характеристики соискателя. Некачественная работа на этом этапе приводит к тому, что, даже после предварительного согласования, трудовой мигрант не проходит испытательный срок и остается в России без работы.

При всей важности роли ЧАЗов, центральное место в оргнаборе, как и процессах трудовой адаптации мигрантов, занимают российские работодатели, заявляющие вакансии для замещения соответствующими кандидатами из числа иностранных граждан.

Задачи перед работодателями и их объединениями по содействию процессам социокультурной адаптации зафиксированы в проекте федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Относительно роли работодателей в оргнаборе важно, на наш взгляд, разработать ряд требований к таким работодателям, которые минимизируют риск попадания мигрантов в теневые неурегулированные отношения. В то же время, работодатели должны быть заинтересованы в участии в оргнаборе. Необходимо предложить для них определенные преференции.

Привлечение работодателей к оргнабору, который, по сути, направлен на повышение легальности, прозрачности и предсказуемости российского рынка труда, должно поощряться и со стороны таких авторитетных объединений предпринимателей и работодателей, как ТПП России, РСПП, ОПОРА РОССИИ, Деловая Россия. Представляется целесообразным сформировать при объединении работодателей, например при ТПП России, Информационно-консультационный ресурсный центр, обслуживающий работодателей, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу. Указанный центр мог бы консультировать работодателей о требованиях действующего законодательства с учетом прецедентов в правоприменительной и судебной практике, а также осуществлять мониторинг различных сфер трудовой миграции и на этой основе готовить аналитические и справочные материалы для публичного распространения. Сопровождение процессов оргнабора силами подобного центра — важная поддержка оргнабору.

В настоящее время завершается трехлетняя работа по разработке профстандарта «Специалист по трудовой миграции», который мог бы стать основой для подготовки соответствующих специалистов и последующего повышения их квалификации. Это позволит обеспечить участников оргнабора — работодателей и ЧАЗы — сертифицированными специалистами требуемой квалификации.

Хотелось бы также отметить важность скоординированного участия в процессе содействия социокультурной адаптации трудовых мигрантов (посредством оргнабора) ВУЗов, прежде всего, официально назначенных для проведения комплексного экзамена по русскому языку и иным предметам. Эти услуги, безусловно, необходимы, но они все же вторичны в свете главной цели – согласованного и предсказуемого процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда.

Наконец, участником процесса трудовой адаптации является сам трудовой мигрант. Целесообразно было бы также зафиксировать его ответственность за успешность процессов трудовой адаптации к российскому рынку труда. Пассивное отношение трудовых мигрантов к процессам поиска работы и трудоустройству не стимулирует процессы адаптации.

Важно подчеркнуть, что в успешном решении вопросов, касающихся формирования, запуска и развития оргнабора, как инструмента содействия процессам трудовой и социокультурной адаптации мигрантов, заинтересованы все участники этого процесса:
  • мигранты, получают достойную работу и правовую защиту в чрезвычайных ситуациях
  • работодатели привлекают востребованных и адаптированных к реалиям работников
  • государство и принимающее сообщество минимизируют негативные последствия трудовой миграции за счет улучшения ее регулирования и повышения эффективности процессов социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество

С учетом сказанного предлагаю включить в проект сегодняшней конференции следующие пункты:

1. Осуществлять меры по имплементации механизма и методов организованного набора иностранных работников, в первую очередь, путем заключения соответствующих межправительственных соглашений, учета российского и зарубежного опыта, принятых Межпарламентской ассамблеей СНГ модельных законов и рекомендаций, а также других документов, включая Конвенцию Международной организации труда о частных агентствах занятости.

2. Оказывать необходимое содействие ускорению процессов трудовой адаптации как составной части социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество.

3. Активнее привлекать объединения предпринимателей (работодателей) к реализации проектов, связанных с организованным набором трудовых мигрантов, включая проекты по адаптации и интеграции мигрантов.