Правительство разрешило въезд в Россию трудовых мигрантов

Правительство разрешило въезд в Россию трудовых мигрантов

Правительство (Распоряжением Правительства от 16.02.2020 № 372-р) расширило перечень въездных иностранцев, дополнив его лицами, въезжающими с целью осуществления трудовой деятельности. Однако сам порядок привлечения трудовых мигрантов устанавливает ряд правил и ограничений. С 18 февраля въезжать Россию смогут иностранцы, указанные в списках, сформированных в соответствии с алгоритмом действий по привлечению в экономику России иностранных граждан, утвержденным Оперштабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (за исключением иностранных высококвалифицированных специалистов, для привлечения которых абзацами девятым и семнадцатым пункта 2 Распоряжения от 16.03.2020 № 635-р установлен отдельный порядок). Дополнительно в отношении указанных лиц снимается запрет на прием и оформление органами МВД России приглашений на въезд в рабочих целях, разрешений на работу и разрешений на привлечение и использование иностранных работников. Приложением № 3 к Протоколу заседания Оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территорию Российской Федерации от 14.01.2021 № 1кв утвержден соответствующий алгоритм, который применяется к иностранным гражданам вне зависимости от порядка их въезда в Россию (дальнее и ближнее зарубежье) и предполагает следующую последовательность действий со стороны органов власти и бизнеса:

1. Министерства/Департаменты занятости населения в регионах формируют перечни видов экономической деятельности (по кодам ОКВЭД), в которые необходимо привлекать иностранных работников.

2. Роструд на портале «Работа в России» размещает перечни ОКВЭД, в которые необходимо привлекать иностранных работников и форму заявки на привлечение иностранных работников

3. По тексту документа воспользоваться правом размещения заявок на привлечение иностранных работников могут работодатели, в том числе:
1.) Системообразующие организации со среднесписочной численностью работников более двухсот пятидесяти человек, доход – более 2 млрд. рублей, участвующие в реализации национальных и федеральных проектов, приоритетных программ, региональных проектов, социально-экономических программ развития субъектов Российской Федерации, инвестиционных проектов, межправительственных соглашений Российской Федерации;
2.) Организации, расположенные в ТОРах (инвестиционных парках);
3.) Резиденты технопарков ;
4.) Резиденты ОЭЗ .
Формулировка двусмысленная, поскольку оставляет уполномоченным органам возможность для маневра в части критериев применения нормы, - распространять ее на всех работодателей либо на выделенную «в том числе» группу организаций.
4. Алгоритм действий работодателя:
1.) Поиск и подбор персонала в стране исхода;
2.) Размещение заявки на сайте «Работа в России»;
В заявке указываются:
Код ОКВЭД организации (очевидно основной);
Наименование национального или федерального проекта, в реализации которых принимает участие организация;
Реквизиты заключенного государственного или муниципального контракта и сроков его исполнения;
Штатная и фактическая численность работников организации (в том числе граждан России)
Информация о планируемых к привлечению иностранных гражданах (численность, государственная принадлежность Ф.И.О, паспортные данные, специальность, опыт работы, уровень образования, данные о полученном согласии на обработку персональных данных);
Уровень заработной платы;
Способ доставки работников в Россию;
Предполагаемый пункт пропуска при въезде в Россию;
Основания оказания медицинской помощи;
Результаты проведения обследования на COVID-19;
Место обсервации на срок до 14-ти дней и тестирования на COVID-19;
Адреса предполагаемой работы.
3.) Принятие следующих обязательств:
(1) - проведение карантинных мероприятий (см. выше);
- организация проживания на весь срок привлечения к выполнению работ;
- возврат в страну постоянного проживания по окончании работ (при нарушении работником условий заключенного договора);
(2) Указание в заключаемых с работниками договорах:
- возможности работы только на территории определенного субъекта;
- невозможности расторжения договора до окончания проекта (что противоречит положениям трудового законодательства);
(3) Содействие трудоустройства россиян, стоящих на учете в органах занятости, и находящихся в России, ищущих работу иностранных граждан.
Обязательства принимаются через подписание с Министерствами/Департаментами занятости населения в регионах соответствующих соглашений по утвержденной Рострудом форме.

4. Заявки рассматриваются межведомственными комиссиями в субъектах (МВК, созданные для рассмотрения заявок по выделению квоты для привлечения визовых иностранцев).
Критерии оценки:
1.) Учитываются квоты на привлечение визовых иностранцев, выделенных на субъект;
2.) Учитываются ограничения по кодам ОКВЭД (см. выше);
3.) Значимость проекта/контракта и сроки его исполнения;
4.) Численность предполагаемых к привлечению работников;
5.) Факты привлечения организаций к административной ответственности по статьям 18.9 и 18.15 КоАП РФ;
6.) Факты невыплаты заработной платы, задолженности по уплате налогов и страховых взносов;
7.) Готовность предоставить гарантии (см. выше).
Порядок и сроки рассмотрения заявок не установлены. Критерии носят общий характер, что повлечет субъективное рассмотрение заявок.

5. По итогам рассмотрения заявок Министерства/Департаменты занятости населения в регионах:
- утверждают перечень «победивших» организаций;
- заключают с «победившими» организациями соглашения (см. выше);
- направляют списки иностранных граждан в МВД России и Роструд.

6. Оформление разрешения на привлечение и использование иностранных работников, приглашения на въезд, разрешения на работу (при необходимости). В части оформления разрешения на работу во взаимосвязи с пунктом 28 Административного регламента, утв. Приказом МВД России 01.08.2020 № 541 вступает в противоречие с положениями пункта 39.3 названного Административного регламента. Предполагаемые Алгоритмом сроки и порядок действий (необходимость 14-ти дневной изоляции) не позволят иностранным гражданам, прибывающим в Россию в порядке, требующем получения визы, предоставить соответствующие медицинские документы.

7. Организация работодателем прибытия иностранных граждан

8. Проверка документов об отсутствии COVID-19 у иностранных граждан (тех, с которыми они въехали в Россию)

9. Организация доставки из пункта прибытия к месту проведения карантинных мероприятий (сроком до 14-ти дней)

10. Заключение договора с иностранными гражданами и внесение соответствующих сведений на портал «Работа в России». Невозможно до получения патента. Противоречит абзацу 3 части 1 статьи 327.3 ТК РФ, абзацу 2 части1 статьи 327.2 ТК РФ. Противоречит Приложению № 7 к Приказу МВД России от 30.07.2020 № 536 в части заполнения раздела 3 уведомления, пункту 4 Приложения № 9 к Приказу МВД России от 30.07.2020 № 536. Влечет административную ответственность по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

11. По окончании карантина организация медицинского освидетельствования на предмет отсутствия COVID-19, оформление договора (полиса) ДМС

12. Оформление и выдача патентов (разрешений на работу)