Принят 134-ФЗ от 24.04.2020г.

Принят Федеральный закон об упрощении приема в гражданство Российской Федерации ряда иностранных граждан

Принят Федеральный закон об упрощении приема в гражданство Российской Федерации ряда иностранных граждан.

С текстом Федерального закона от 24.04.2020 № 134-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"(далее по тексту – Закон) можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации

Закон вносит ряд революционных изменений в порядок приема иностранных граждан в гражданство Российской Федерации.

I. Закон отменяет необходимость отказа иностранных граждан от имеющегося у них гражданства.

Напомню, что до настоящего времени для приема в гражданство Российской Федерации представлять документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства не требовалось:
1.) Гражданам Республики Таджикистан1;
2.) Лицам, получившим политическое убежище в Российской Федерации2;
3.) Лицам, получившим удостоверение беженца в Российской Федерации3;
4.) Лицам, перечисленным в Указе Президента РФ от 29.04.2019 N 187 "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке":

  • Гражданам Украины (при условии, что они не имеют гражданства (подданства) другого государства), которые родились(4) и постоянно проживали(5) на территориях Республики Крым и г. Севастополя, но выехали за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их детям(6), в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям
  • Лицам без гражданства (ЛБГ), которые родились и постоянно проживали на территориях Республики Крым и г. Севастополя, но выехали за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям
  • Гражданам Украины и ЛБГ, постоянно проживавшие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 апреля 2014 г. (день провозглашения Донецкой Народной Республики) и 27 апреля 2014 г. (день провозглашения Луганской Народной Республики) соответственно, при условии, что они имеют:
    - разрешение на временное проживание в Российской Федерации;
    - вид на жительство в Российской Федерации (далее - вид на жительство);
    - удостоверение беженца;
    - свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
    - свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,
    - а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям.
  • Иностранным гражданам (не обязательно гражданам Украины) и лицам без гражданства, которые сами либо родственники по прямой восходящей линии (мама-папа, дедушка-бабушка и так далее), усыновители или супруги которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также их родственники по прямой нисходящей линии (дети, внуки и так далее), усыновленные (удочеренные) дети и супруги
  • Гражданам Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившиеся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР, а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям.

5.) Лицам, перечисленным в Указе Президента РФ от 24.04.2019г. N 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке»:

  • Лицам, постоянно проживавшим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Обязательным требованием при обращении с заявлением о приеме в гражданство является предоставление паспорта ЛНР или ДНР с отметкой о регистрации по месту жительства на территории соответствующего района Донецкой или Луганской области Украины

Дополнительно необходимо отметить, что Федеральным законом от 24.04.2020 № 129-ФЗ для этой категории лиц отменена уплата госпошлины за прием в гражданство.

Таким образом, Закон предполагает полный отказ от необходимости всем без исключения иностранным гражданам и ЛБГ представлять для приема в гражданство Российской Федерации документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства. По сути речь для иностранных граждан идет о возможности сохранения изначального гражданства. До настоящего времени многие мигранты, прежде всего экспаты, не видели смысла в приобретении российского гражданства именно по причине необходимости отказа от имеющегося у них гражданства.

II. Закон «корректирует» категории иностранных граждан и ЛБГ и критерии получения некоторыми из них гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Напомню, что в общем порядке (с учетом изложенного выше) в гражданство Российской Федерации принимаются иностранные граждане, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, при соблюдении следующих условий7:
1.) Если они проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Проживание считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года8.
2.) Если они обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации (по факту указанное обязательство содержится в тексте Присяги, которую лицо обязано принести, когда в отношении иностранного гражданина уже принято решение о приеме в гражданство9);
3.) Если они имеют законный источник средств к существованию;
4.) Владеют русским языком.
Упрощенный порядок предполагает исключение некоторых из этих обязательных требований при обращении с заявлением о приеме в гражданство.

Так, в соответствии с новой редакции Закон о гражданстве предполагает возможность приема в гражданство в упрощенном порядке следующих категорий лиц в следующих условиях:

1.) ЛБГ, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, могут подать заявление о приеме в гражданство без получения вида на жительство и наличия законного источника средств к существованию, если:

  • Они имели гражданство СССР (документами, подтверждающими наличие в прошлом гражданства СССР в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента от 14.11.2002 N 1325, признаются свидетельство о рождении, выданное органом записи актов гражданского состояния на территории СССР либо дипломатическим представительством или консульским учреждением СССР на территории иностранного государства. В случае если свидетельство о рождении выдано органом иностранного государства, документами, подтверждающими, что заявитель состоял в гражданстве СССР в прошлом, могут служить соответствующие официальные данные полномочного органа, либо справка полномочного органа иного государства, входившего в состав СССР, об обмене паспорта гражданина СССР на документ лица без гражданства, либо паспорт гражданина СССР)
  • Проживали или проживают на территории государств, входивших в состав СССР (вспоминаем историю)
  • Не имеют гражданства государств, входивших в состав СССР

Такие лица могут подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, что называется «с нуля», не имея ни РВП, ни вида на жительство в России.
В качестве примера можно привести неграждан Латвии и Эстонии (те, кто после развала Союза остался проживать в этих государствах, но не принял их гражданство).

2.) Иностранные граждане и ЛБГ, получившие вид на жительство в России могут обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации сразу же по получении вида на жительство и не имея законного источника средств к существованию, при условии, что они:

а.) Родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР (документами, подтверждающими статус признаются свидетельство о рождении, выданное органом ЗАГС. В случае отсутствия указанного свидетельства соответствующим документом, является паспорт гражданина СССР образца 1974 года).

б.) Состоят не менее трех лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации (до настоящего времени основополагающим было наличие супруга – гражданина России, без привязки к проживанию на территории страны). Ожидаем внесения изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента от 14.11.2002 N 1325, чтобы понять, какими именно документами будет подтверждаться проживание супруга. С учетом того, что в законодательстве отсутствует определение проживающего в Российской Федерации и за ее пределами гражданина Российской Федерации, равно как и механизм проверки данных фактов (за исключением разве что постановки на консульский учет) целесообразно предположить, что речь пойдет о гражданах России имеющих регистрацию по месту жительства (так проще)).

в.) Являются нетрудоспособными и имеют дееспособных (см. выше) сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации. Понятие нетрудоспособности раскрыто в Федеральном законе от 15.12.2001г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»10. При этом нетрудоспособность определяется в рамках российского законодательства, а не законодательства иностранных государств.
Нетрудоспособными признаются, в том числе, граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины вне зависимости от гражданства) с учетом повышающего коэффициента, где V- возраст 65 и 60 лет (соответственно для мужчин и женщин)11, то есть пенсионного возраста:

2019 V <*> + 12 месяцев V + 12 месяцев
2020 V + 24 месяца V + 24 месяца
2021 V + 36 месяцев V + 36 месяцев
2022 V + 48 месяцев V + 48 месяцев
2023 и последующие годы V + 60 месяцев V + 60 месяцев


То есть в 2019 году нетрудоспособными признаются мужчины в возрасте 66-ти лет и женщины в возрасте 61-го года12, в 2020 году – в возрасте 67-ми и 62-х лет соответственно и так далее13.
Следует отметить, что подразделения по вопросам миграции продолжают руководствоваться положениями подпункта «г» пункта 14 Положения в части определения возраста потенциального субъекта на прием в гражданство Российской Федерации, который противоречит нормам федерального законодательства. С учетом изложенного, можно обоснованно предположить, что все решения о приеме в гражданство Российской Федерации, принятые по основаниям, изложенным в пункте «в» части 2 статьи 14 Закона о гражданстве в отношении мужчин и женщин, достигших соответственно возраста в 65 и 60 лет соответственно приняты в нарушение установленного порядка.

г.) Имеют ребенка14, являющегося гражданином Российской Федерации, при условии, что другой родитель этого ребенка - гражданином Российской Федерации, - умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

д.) Имеют сына или дочь – граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет, и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, при условии, чтодругой родитель - гражданин Российской Федерации, - умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

е.) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование (1) по основным профессиональным образовательным программам (2), имеющим государственную аккредитацию (3), в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории (4) и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации(до настоящего времени срок был установлен в три года).
При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Самое забавное в том, что законотворцы отнесли эту категорию мигрантов к тем, кто вправе подать заявление о приеме в гражданство, не имея законного источника дохода в России – лица, для которых подтверждением возможности быть принятыми в гражданство России в упрощенном порядке является работа на момент подачи заявления не менее года, – могут не иметь источника дохода. Как так? Они работают за еду?



(1)Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков15;
(2) Основные профессиональные образовательные программы:
- образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена. Реализуются профессиональными образовательными организациями (ПТУ, колледжи);
- образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Реализуется образовательными организациями высшего образования (ВУЗ);
- основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Реализуются профессиональными образовательными организациями (ПТУ, колледжи);
(3) Государственная аккредитация образовательной деятельности подтверждается свидетельством о государственной аккредитации (форма утверждена Приказом Минобрнауки России от 27.01.2014г. N 45).
(4) Научная организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность16.
Образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность17.



Указанная категория «потенциальных заявителей» была введена в Закон о гражданстве еще 05.07.2014 года18, дополнена требованием о трудовом стаже 31.07.2016г.19, но получила практическое применение лишь 03.09.2017г., после вступления в силу соответствующий изменений в Положение20. Нужно признать, что в ряде случаев нормативные правовые акты, регулирующие порядок применения положений федерального законодательства «не поспевают» за его изменениями, что влечет нарушение прав граждан в части получения государственных услуг21.

ж.) Являются ИП и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности22. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей.

И ИП тоже могут не иметь источника дохода, чтобы быть принятыми в гражданство. При этом из каких средств они обязаны платить налоги и сборы на 1 миллион рублей, чтобы соответствовать предъявляемым к упрощенке критериям?

з.) Являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;
И инвесторы могут подать заявление о приеме в гражданство, не имея источника дохода. Зачем? Ведь можно просто перечислять в налоговую и пенсионный фонд по 6 миллионов рублей в год из собственного кармана в течение трех лет и ты получаешь возможность получить заветный паспорт, не отказываясь от своего гражданства. Ведь это так здорово!

и.) Осуществляют не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации23 трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий, утвержденный Приказом Минтруда России от 25.11.2019 N 734н"Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" (содержит 135 профессий).
При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
И при этом ты также обязан работать, но можешь не иметь источника дохода.

Кстати, текст законопроекта был внесен в Госдуму 6 апреля текущего года Председателем Правительства Российской Федерации24.

Перечень упрощенцев, кто получив вид на жительство, может сразу обратиться с заявлением о приеме в гражданство, не имея при этом источника средств к существованию, добавили следующими лицами:

к.) Имеющими хотя бы одного родителя – гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Российской Федерации (до настоящего времени таким мигрантам необходимо было иметь в России законный источник средств к существованию)

л.) Гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова и Украины. То есть, граждане указанных государств, получив вид на жительство и не имея никаких законных доходов, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации.
Это решение было принято, как указано в пояснительной записке к законопроекту:«Исходя из гуманитарных соображений, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, законопроектом предлагается предоставить право обратиться с заявлением при наличии действительного вида на жительство, но без соблюдения установленного срока проживания в Российской Федерации иностранным гражданам, имеющим гражданство Республики Молдова или Украины. Данные преференции предлагается также распространить на граждан Республики Беларусь в рамках реализации мер по сближению государств - участников Союзного государства, а также на граждан Республики Казахстан, в связи с тем, что русский язык в данном государстве употребляется официально и указанные лица используют его в повседневной жизни». Целесообразно предположить, что данную категорию мигрантов (не имеющих источника дохода) выводят из «группы риска», поскольку, получив гражданство Российской Федерации они смогут претендовать и на пособие по безработице и на бесплатное получение медицинской помощи.

III. Закон устраняет коллизию в отношении порядка обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, признанных носителями русского языка.

Дело в том, что содержащаяся до настоящего времени в Законе о гражданстве формулировка упрощенного приема в гражданство Российской Федерации «носителей» не имела указания на то, в чем, собственно, заключается упрощенный порядок. Данная «корявая» формулировка была ведена в Закон о гражданстве Федеральным законом от 23.06.2014г. N 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». В предыдущей редакции содержалось указание на те исключения из общего порядка приема в гражданство Российской Федерации, которые, собственно и признавали за гражданином право «упрощенного» приема в гражданство25.
Законом вводится следующая формулировка «упрощенки» для «носителей»:
Иностранные граждане и ЛБГ, постоянно проживающие в Российской Федерации (то есть получившие вид на жительство), признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Закона о гражданстве26, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения требований к сроку проживания в Российской Федерации (то есть заявление о приеме в гражданство можно подать сразу по получении вида на жительство) и без соблюдения требований к наличию законного источника средств к существованию (то есть не требуется подтверждать наличие какого-либо дохода в Российской Федерации, что опять же говорит о наличии гуманитарной и социальной составляющих Закона).
Кроме того, «носителям» не требуется отказываться от имеющегося у них гражданства. И это здорово, поскольку до настоящего времени процедура приема в гражданство «носителей» предполагала их существование некоторое время как лица без гражданства с необходимостью оформлять соответствующий вид на жительство, что делало процедуру многоступенчатой и «бестолковой». По сути до настоящего времени «пройти по носителям» могли только:
- граждане Украины;
- граждане Таджикистана;
- ЛБГ, получившие в России вид на жительство (таких единицы);
- те, кто решил попытать счастья и получил документ о невозможности оформления выхода из имеющегося гражданства либо документа, подтверждающего невозможность отказа от гражданства иностранного государства.
Таким образом, быть принятым в гражданство Российской Федерации для «носителей русского языка» станет проще (хотя сама процедура признания мигрантов «носителями» до настоящего времени вызывает множество вопросов, прежде всего в отсутствие четких критериев, позволяющих отнести конкретное лицо к указанной категории).

IV.Закон вводит новую категорию мигрантов, которые вправе быть принятыми в гражданство Российской Федерации.

Это иностранные граждане или ЛБГ, временно проживающие (получившие РВП) или постоянно проживающие (получившие ВнЖ) в Российской Федерации, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации (об этом см. выше) и имеющие в это браке общих детей (то есть двух и более родных детей).
Такие лица получают право подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации сразу по получении РВП или ВнЖ, и не имея законного источника средств к существованию.

Важно: Изменения вступают в силу с 24.07.2020г


Автор - Володин Евгений Владимирович – Руководитель департамента миграционного аудита ГК «ОСТ»


Федеральный закон от 24.04.2020 № 134-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства






1 См. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства
2 Абзац 5 пункта 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента от 14.11.2002 N 1325
3 Там же
4 Факт подтверждается свидетельством о рождении, выпиской из книги государственной регистрации актов гражданского состояния
5 Факт подтверждается отметками о регистрации по месту жительства в паспорте, судебным актом, выпиской из домовой или по хозяйственной книги, копией поквартирной карточки или финансового лицевого счета
6 В соответствии с частью 1 статьи 54 Семейного Кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
7 Статья 13 Закона о гражданстве
8 Подпункт «а» пункта 1 статьи 13 Закона о гражданстве
9 См. Указ Президента РФ от 14.11.2017г. N 549 «О порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации»
10 Абзац 10 статьи 2 настоящего Закона
11 Что следует из Приложения 1 к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
12 Положение в действующей редакции вступает в противоречие Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в части установления возраста при достижении нетрудоспособности.
13 Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» иностранные граждане (за исключением ВКС) признаются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложения 6 к настоящему Федеральному закону, которое описывает возрастной порог, указанный выше). В соответствии с частью 3 статьи 4 настоящего Закона иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации. Поскольку обязательным условием для приема в гражданство Российской Федерации является наличие вида на жительство (постоянное проживание в РФ). Таким образом при определении возраста нетрудоспособности, по мнению авторов, следует руководствоваться Приложением 1 к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
14 Напоминаем, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18-ти лет
15 Пункт 12 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
16 Статья 2 и пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
17 Подпункт 4 пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
18 Федеральный закон от 23.06.2014г. N 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»
19 Федеральный закон от 01.05.2016г. N 124-ФЗ«О внесении изменений в статьи 14 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»
20 Указ Президента РФ от 03.09.2017г. N 410 «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325»
21 К сожалению, авторы не располагают статистическими данными о количестве принятых в гражданство Российской Федерации студентов в указанные периоды времени, однако, можно обоснованно предположить, что с 05.07.2014г. по 03.09.2017г. их количество равно нулю
22 См. Код ОКВЭД на соответствие приведенным в пункте «а» Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 N 994 «Об установлении видов экономической деятельности, при осуществлении деятельности в которых иностранному гражданину и лицу без гражданства, являющимся индивидуальными предпринимателями, а также иностранному гражданину и лицу без гражданства - инвесторам предоставляется право на обращение с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке»
23 В редакции Указ Президента РФ от 19.09.2019г. N 464
24 http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=938282-7
25 В редакции от 20.04.2014г. № 72-ФЗ указывалось на упрощенный порядок приема в гражданство в части не соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "г" и "д" части первой статьи 13 Закона о гражданстве. То есть в первоначальной редакции «носителей» было прописано, отказ от каких обязательных требований «общего порядка» делал прием в гражданство носителей русского языка «упрощенным».
26 Носителями русского языка в соответствии с частью 1 статьи 33.1 признаются лица, соответствующие двум требованиям:
1.) Если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии (мама, папа, дедушки, бабушки по отцовской и материнской линии, прадедушки и прабабушки и так далее) постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации. В настоящее время норма распространяется на лиц, проживавших (проживающих) на территории Республики Крым и г. Севастополь26.
2.) Если данные лица решением соответствующей комиссии признаны владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах. Порядок формирования и работы комиссий, правила проведения комиссией собеседования, форма решения комиссии утверждены Приказом МВД России от 28.09.2017г. N 738 (далее по тексту – Приказ). Порядок подачи соответствующего заявления для прохождения собеседования установлен статьей 33.1 Закона о гражданстве.