Актуальность

Актуальность проекта

Потребности в правовом регулировании труда определяются, как известно, объективными условиями развития общества. В нынешней России ощущается острая потребность в таком типе права, который закрепил бы принципы гуманизма и справедливости в сфере трудовой миграции, максимально содействовал переходу их к рыночному характеру, как по форме, так и по содержанию.

На основе обобщения и анализа российской профессиональной практики в области трудовой миграции профессиональный стандарт как таковой призван стать инструментом для достижения следующих целей:

  • повышение качества профессиональной деятельности специалистов в области трудовой миграции в соответствии с требованиями российской экономики
  • формирование и развитие ориентиров профессионального развития и стандартов оценки качества профессиональной деятельности специалистов в области трудовой миграции, оказания услуг по консультированию иностранных граждан и лиц без гражданства, подготовке и ведению документов
  • регламентация требований к уровню профессионального развития специалистов в области трудовой миграции как средство саморегулирования профессионального сообщества и развития отдельной отрасли по оформлению и сопровождению трудовых отношений для иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе и услуги
  • формирование социальной ответственности специалистов, занимающихся трудовой миграцией
  • повышение роли и статуса профессии на современном этапе развития российской экономики
За последние 10 лет требования к перечню документов, оформляющих трудовые отношения в сфере трудовой миграции, сильно изменились, и при каждом серьезном изменении миграционного и трудового законодательства требования также корректируются: меняются сроки, виды документов, требования к их оформлению, появляются целые виды законодательства, регламентирующие отдельные вопросы оформления иностранных граждан и трудовых отношений, например, законодательство по работе с персональными данными, законодательство в сфере трудовых отношений с иностранными работниками, возрождается законодательство по архивным требованиям, формируются новые подходы к развитию, оценке и признанию квалификаций и т.д.

В проектах нормативных актов планируется переход отдельных видов документов на электронный документооборот и частично уже реализуется, что требует отдельных специфических умений от специалистов, занимающихся вопросами трудовых отношений иностранных граждан и лиц без гражданства у конкретных работодателей (юридических и физических лиц). Тем не менее, судебная и инспекционная практика показывает, что сотрудники, занимающиеся оформлением трудовых отношений внутри компании и специалисты внешнего рынка показывают очень низкий уровень знаний и навыков в отличие от того, что требует современное законодательство и тем более того, какие требования появятся при реализации законопроектов по электронному документообороту. На сегодня законодательство предъявляет требования, чтобы все процедуры по оформлению трудовых отношений в организации, включая работников — иностранных граждан, были зафиксированы в документации с соблюдением сроков и действующих норм.

Рыночные отношения требуют более взвешенного подхода к таким вопросам как оптимизация бизнес-процессов, исключение дублирующих функций, оформления документов, которые не требуются законодательно и не выполняют никакой ключевой роли.

Профессиональный стандарта «Специалист по трудовой миграции» включает в себя основные направления деятельности; знания, умения и навыки специалиста в соответствующей области. На сегодняшний день в системе высшего образования отсутствуют дисциплины, по которым было бы возможным целенаправленно готовить специалистов в сфере трудовой миграции. Анализ рынка труда показал, что многие специалисты в области консультирования и оформления трудовых отношений и трудовой миграции живут старыми нормами, не учитывая текущих изменений трудового и миграционного законодательства, ставя по ответственность не только трудовых мигрантов, но и работодателей, что сказывается на имидже нашей страны не в лучшую сторону.

В стандарте предлагается введение структурного деления на три уровня развития знаний, умений и навыков специалистов: аналитический, направленный на планирование и формирование ресурсов; организационный, связанный с оперативным решением задач по привлечению трудовых мигрантов и правового сопровождения с целью защиты интересов самих мигрантов, работодателей и иных лиц, участников рынка миграции.

Миссия профессиональной деятельности специалиста по трудовой миграции — оказание эффективной и качественной помощи прибывающим с целью труда и находящимся в России иностранным гражданам и лицам без гражданства, с одной стороны и работодателям, с другой стороны. Подготовка таких специалистов обеспечит на рынке качественную консультационную поддержку с учетом всех индивидуальных пожеланий и отраслевой специфики, а также позволит оптимизировать процессы по оформлению документов в вопросах трудовой миграции. Кроме этого, уменьшит число нарушений законодательства в сфере трудовой миграции, снизит риски неправомерных действий со стороны «лже-консультантов».

Описанный выше подход также выгоден государству и обществу, поскольку в нем зафиксирован запрос на специалистов нового типа, которые должны обладать профессиональными знаниями и умениями для грамотного их использования в вопросах трудовой миграции с учетом государственных и международных норм, правил и гарантий, с учетом прав и ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, и других участников рынка труда и миграции. Эту задачу и призван решить профессиональный стандарт «Специалист по трудовой миграции».

Презентация Профессиональный стандарт «Специалист по трудовой миграции»