МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЛЬЯНС Поиск
IALM  Авторизация на сайте
   Армения Азербайджан Беларусь Грузия Казахстан Киргизстан Россия Таджикистан Туркменистан Украина Узбекистан Т: (495) 785-11-49
Т: (495) 150-20-64
(доб. 138)
ГлавнаяОтправить письмо администратору
Имя пользователя:

Пароль:


Вход Регистрация
МАТМ
  Новости Альянс Партнеры Членам МАТМ Услуги Семинары Контакты
  Навигация

    По материалам выступлений
      Формы негосударственного участия в привлечении иностранных работников на российские предприятия« (Курдюмов Н.В., Общественный совет при ФМС России, 24.06.2014г.)
      Темы, проблемы и предложения для ситуационного анализа по направлению «Миграционная политика и трудовое законодательство» (13.03.2017г.)
      Третий вызов: рынок труда и миграционная политика (В.В. Комаровский, 06.07.2015г.)
      Трудовая адаптация мигрантов на российском рынке труда — важное условие социокультурной адаптации (Курдюмов Н.В., РГГУ, ноябрь 2017г.)
      Н.В. Курдюмов: о поездке в Республику Узбекистан на выездное заседание Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям — февраль, 2018г.
      Экспертное обсуждение проекта профстандарта «Специалист по управлению персоналом организации» (Л.А. Соколова, МТПП, г. Москва, 03.04.2014г.)
      О трудовой миграции в современных условиях (Комаровский В.В. Сборник «Феномен трудовой миграции в изменяющемся мире», Москва, ИМЭМО РАН 2017г.)
      Проект ФЗ «Об иммиграционном контроле в РФ» на фоне современной миграционной политики (В.В. Комаровский, декабрь, 2014г.)


  Межрегиональная биржа иностранной рабочей силы

 


  Генеральный партнер


  Кабинет эксперта: dir_matm@ialm.ru

 



Страницы » Информация » По материалам выступлений » Темы, проблемы и предложения для ситуационного анализа по направлению «Миграционная политика и трудовое законодательство» (13.03.2017г.)

Темы,  проблемы и предложения для ситуационного анализа по направлению «Миграционная политика и трудовое законодательство» (13.03.2017г.) 

Тема: Доработка нормативно-правовой базы института патентов для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации иностранными гражданами, въехавшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Проблемы, возникающие у иностранных работников, работающих на основании патента, и их работодателей в случае совершения этими работниками дальних командировок (разъездном характере работы на территории нескольких субъектов РФ), а также в случае вахтового режима трудовой деятельности иностранных работников.

Предложение: На законодательном уровне предусмотреть возможность осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патента на территории нескольких субъектов в случае направления в командировку в другой субъект РФ или при разъездном характере работы, например, в порядке, аналогичном изложенному в Приказе Минздравсоцразвития России № 564н от 28.07.2010г.

Проблемы, связанные с указанием в патенте иностранного гражданина вида экономической деятельности (профессии, специальности, должности). В этом случае, иностранный гражданин не вправе выполнять работы (оказывать услуги) по иному виду деятельности, чем указанный в патенте. Сложившаяся судебная практика исходит из выполнения иностранцем функционала, закрепленного за указанной в патенте должностью, согласно Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 г. № 31/3/30 (в ред. от 20.09.2011 г.) «Об утверждении “Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР”. Однако, справочник морально устарел, на рынке появилось много новых профессий, а функционал существовавших в 1985 году изменился.

Все это ограничивает возможности бизнеса в части оперативного перемещения своих трудовых ресурсов.

Предложение: Представляется целесообразным отменить указание в патенте вида трудовой деятельности (профессии, должности) до ведения нового справочника, отвечающего современным требованиям и запросам рынка труда. Кроме того, законодательством РФ уже предусмотрен порядок введения ограничения на привлечение иностранных работников, в том числе осуществляющих деятельность по патенту, в отдельных отраслях экономики (по видам экономической деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами).

Проблемы с продлением срока действия патента на очередной год.

Действующее законодательство предусматривает необходимость представления для продления срока действия и переоформления патента иностранными гражданами (подпункты 8 и 9 пункта 9 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»): ходатайства от работодателя (причем как в случае юридического, так и в случае физического лица); трудового или гражданско-правового договора (если такой договор заключен с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем).

Однако, на момент продления патента иностранец может находиться в поисках работы (в случае смены работодателя) и окажется вне правовых рамок, не сможет переоформить патент и устроиться на работу, после чего он вынужден продолжать работать в качестве нелегального мигранта без действительного патента и без внесения соответствующих платежей в бюджет региона.

Предложение: Полагаем данные нормы избыточными и излишними к применению и предлагаем исключить из текста Федерального закона соответствующие позиции. Кроме того, в текст закон необходимо внести изменения, позволяющие применять соглашение о трудовой деятельности граждан, заключенное между РФ и Республикой Таджикистан о возможности граждан Таджикистана оформлять разрешительный документ (в их случае патент) сроком до 3-х лет. Закон о правовом положении иностранных граждан ограничивает их 2-мя годами.

Тема/проблема: О внесении изменений и дополнений в трудовое законодательство, отражающих специфику осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории РФ (реформирование трудового законодательства,  применительно к иностранной рабочей силе).

Несмотря на введение в Трудовой Кодекс РФ (ТК РФ) новой главы 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства», ее положения не учитывают специфику, касающуюся отстранения от работы и прекращения трудовых отношений с такой многочисленной категорией иностранных граждан и лиц без гражданства, какими являются лица, получившие в РФ временное убежище или статус беженца.

С учетом положений ТК РФ, устанавливающих необходимость заключения с иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовых договоров на неопределенный срок, за исключением случаев, предусмотренных статьей 59 ТК РФ, требующих заключения срочных трудовых договоров, работодатель, привлекающий упомянутую выше категорию иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, не может прекратить с иностранным гражданином трудовые отношения в порядке, веденном главой 50.1 ТК РФ. При этом иностранные граждане, у которых истек срок действия удостоверения беженца или свидетельства о предоставлении временного убежища, лишаются возможности осуществлять трудовую деятельность.

Предложение: Предлагается внести в ТК РФ соответствующие изменения и дополнения.

Тема: Содействие в ускорении и облегчении адаптации и интеграции иностранных граждан на территории РФ

Проблема: Согласно отзывам экспертов меры, способствующие ускорению и облегчению процессов адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей на территории РФ, все еще не приносят ожидаемого эффекта, несмотря на присутствие этой проблемы в документе «Концепция Государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Концепция), утвержденном указом Президента Российской Федерации. При этом вопрос создания инфраструктуры, способствующей ускорению и облегчению процессов адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей на территории РФ, в том числе открытие центров информационной и правовой поддержки, должны были быть выполнены в течение первого этапа реализации Концепции в 2012 — 2015 годы.

Предложение:Продолжить работу над проектом федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» с учетом произошедших в последние годы изменений в законодательстве.

В законопроекте необходимо отразить ответственность органов исполнительной власти за реализацию комплекса мер по ускорению и облегчению адаптации и интеграции иностранных граждан. Необходимо также привлечь работодателей и их объединения к участию в содействии адаптации, имея в виду создание развитой инфраструктуры трудовой адаптации, отсутствие которой существенно затруднит трудовым мигрантам социальную и культурную адаптацию. При этом следует разработать и утвердить регламент деятельности организаций, выступающих в качестве центров содействия трудовой, социальной и культурной адаптации.

Тема/проблема: Осуществление многочисленными работодателями «теневой» деятельности в части привлечения и использования иностранной рабочей силы без заключения трудовых отношений, в отсутствие у трудовых мигрантов разрешительных документов на право трудовой деятельности и другие грубые нарушения миграционного, трудового, налогового законодательства РФ. 

Предложение: Реализовать при активном участии объединений работодателей комплекс мер по формированию инфраструктуры сферы услуг, связанных с привлечением и использованием иностранных работников на предприятиях:

- создание в объединениях работодателей групп экспертов по вопросам трудовой миграции;

- активизировать взаимодействие объединений работодателей с органами исполнительной власти по выявлению и профилактике нарушений миграционного, трудового, налогового законодательства РФ в организациях, привлекающих и использующих труд иностранных граждан;

- участие объединений работодателей в создании системы организованного набора работников из числа иностранных граждан в государствах стран происхождения (прежде всего в странах ближнего зарубежья) с возможностью осуществления их довыездной профессиональной, языковой и иной подготовки;

- разработка и реализация силами объединений работодателей комплекса услуг по информационно-консультационному и правовому сопровождению деятельности организаций, привлекающих и использующих труд иностранных работников.

Тема:  Содействие развитию экспертного сообщества в сфере анализа контроля и управления процессами трудовой миграции

Проблема: Общественные советы в системе органов ФМС России целом успешно обеспечили объединение специалистов и экспертов, деятельность которых связана со сферой миграции. Это позволило выполнить ряд интересных проектов, результатами которых смогли воспользоваться как предпринимательское сообщество, так и трудовые мигранты. В настоящее время определенная часть экспертного сообщества, особенно в регионах России, оказалась невостребованной, выключенной из участия в реализации миграционных процессов.

Предложение: Найти формы привлечения авторитетных экспертов по миграционной проблематике к работе действующих общественных советов при соответствующих органах исполнительной власти.

Тема: Совершенствование системы проведения комплексного экзамена по русскому языку, основам законодательства и истории России.

Проблема: Отмечаются случаи криминализации услуг по получению иностранными гражданами сертификата об успешном прохождении экзамена по русскому языку, выражающиеся в продаже иностранному гражданину поддельного сертификата без его фактического участия в экзамене. В результате, значительное число иностранных граждан вместо установленной законодательством сдачи экзаменов, приобретает сфальсифицированный сертификат у лиц, которые контактируют с локальными центрами тестирования, аккредитованными при базовых ВУЗах. Такой сфальсифицированный сертификат не может служить в качестве документа, подтверждающего у иностранных граждан фактические знания русского языка на требуемом уровне. В связи с этим, полученный таким иностранным гражданином патент на право трудовой деятельности также является недействительным, а его владелец может быть подвергнут наказанию и выслан из России, что создает серьезные. проблемы как самим трудовым мигрантам, так и работодателям, у которых они работают.

Предложения: Внести изменения в Приказ Минобрнауки России от 29.08.2014 N 1156:

Ввести общий для всех базовых ВУЗов (имеющих право на проведения комплексного экзамена — в настоящее время 8 ВУЗов) единый регламент по процедурам проведения в локальных центрах тестирования экзаменов и предоставления в базовый ВУЗ соответствующих материалов (аудио и видеозаписи экзамена, которые фиксируют участие в проведении экзамена именно того иностранного гражданина, на которого оформляются  документы, в т.ч. обязательную идентификацию иностранных граждан лицами, проводящими экзамен, перед его проведением на основании представленных мигрантами документов, удостоверяющих личность). Зафиксировать в данном регламенте ответственность лиц, проводящих экзамен и принимающих решение о выдачи сертификатов, как со стороны локальных центров тестирования, так и со стороны базовых ВУЗов.

Ограничить (хотя бы на несколько лет) расширение списка базовых ВУЗов. (В настоящее время в Минобрнауки России готовится конкурс на расширение этого списка), т.к. рост их числа может привести к серьезным сбоям в работе новых ВУЗов (для отработки процесса необходимо время), создаст условия для нарушений порядка сдачи экзаменов, усложнит контроль за процессом из-за увеличения числа участников и т.д.

Приостановить на время выдачу субъектами РФ по упрощенной схеме регионального документа, подтверждающего знание русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации, т.к. в настоящий момент оформление такого документа практически не поддается контролю и учету. Указанная мера должна реализовываться посредством ФЗ о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Минобрнауки установить срок действия регионального документа о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации, который предъявляется при получении патента, а также требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена в порядке, установленном пунктом 8 статьи 15.1 Закона — чего до настоящего времени не сделано. Отсутствие единых норм к величине оплаты за проведения такого экзамена, порядку его проведения, оценке минимального уровня знаний мигранта приводит к злоупотреблениям на местах.

Предложение: Дополнить законодательство РФ (возможно ФЗ о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях):

Ввести административную ответственность за нарушение порядка проведения экзамена в ЛЦТ в отношении организующих и проводящих его лиц, а также лиц в базовых ВУЗах, принимающих решение о выдаче сертификата.

Ввести административную ответственность для иностранных граждан за факт фиктивного прохождения экзамена, под которым понимается получение сфальсифицированного сертификата без фактического прохождения экзамена, с административным выдворением за пределы Российской Федерации с закрытием въезда в Российскую Федерацию на срок до 5-ти лет.

В ФЗ о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации для мигрантов, прибывших в РФ в порядке, требующем получения визы,6увеличить срок предоставления документов, подтверждающих владение русским языком, знание истории России и основ законодательства с 30 до 90 дней с даты получения иностранным гражданином разрешения на работу (пункт 7 статьи 15.1 Закона).

 

   Профессиональный стандарт

Скачать Анкету-мнение на проект ПС СТМ

Пройти опрос


  www.eurasiancommission.ru

 


  Обучение работодателей

 


  Календарь
««июль 2018»»
пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

  Статистика

Сайт закрыт на реконструкцию