Главная >> Мероприятия >> Материалы мероприятий >> Темы, проблемы и предложения для ситуационного анализа по направлению «Миграционная политика и трудовое законодательство» (13.03.2017г.)
Тема: Доработка нормативно-правовой базы института патентов для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации иностранными гражданами, въехавшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Проблемы, возникающие у иностранных работников, работающих на основании патента, и их работодателей в случае совершения этими работниками дальних командировок (разъездном характере работы на территории нескольких субъектов РФ), а также в случае вахтового режима трудовой деятельности иностранных работников.
Предложение: На законодательном уровне предусмотреть возможность осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патента на территории нескольких субъектов в случае направления в командировку в другой субъект РФ или при разъездном характере работы, например, в порядке, аналогичном изложенному в Приказе Минздравсоцразвития России № 564н от 28.07.2010г.
Проблемы, связанные с указанием в патенте иностранного гражданина вида экономической деятельности (профессии, специальности, должности). В этом случае, иностранный гражданин не вправе выполнять работы (оказывать услуги) по иному виду деятельности, чем указанный в патенте. Сложившаяся судебная практика исходит из выполнения иностранцем функционала, закрепленного за указанной в патенте должностью, согласно Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 г. № 31/3/30 (в ред. от 20.09.2011 г.) «Об утверждении “Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР”. Однако, справочник морально устарел, на рынке появилось много новых профессий, а функционал существовавших в 1985 году изменился.
Все это ограничивает возможности бизнеса в части оперативного перемещения своих трудовых ресурсов.
Предложение: Представляется целесообразным отменить указание в патенте вида трудовой деятельности (профессии, должности) до ведения нового справочника, отвечающего современным требованиям и запросам рынка труда. Кроме того, законодательством РФ уже предусмотрен порядок введения ограничения на привлечение иностранных работников, в том числе осуществляющих деятельность по патенту, в отдельных отраслях экономики (по видам экономической деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами).
Проблемы с продлением срока действия патента на очередной год.
Действующее законодательство предусматривает необходимость представления для продления срока действия и переоформления патента иностранными гражданами (подпункты 8 и 9 пункта 9 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»): ходатайства от работодателя (причем как в случае юридического, так и в случае физического лица); трудового или гражданско-правового договора (если такой договор заключен с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем).
Однако, на момент продления патента иностранец может находиться в поисках работы (в случае смены работодателя) и окажется вне правовых рамок, не сможет переоформить патент и устроиться на работу, после чего он вынужден продолжать работать в качестве нелегального мигранта без действительного патента и без внесения соответствующих платежей в бюджет региона.
Предложение: Полагаем данные нормы избыточными и излишними к применению и предлагаем исключить из текста Федерального закона соответствующие позиции. Кроме того, в текст закон необходимо внести изменения, позволяющие применять соглашение о трудовой деятельности граждан, заключенное между РФ и Республикой Таджикистан о возможности граждан Таджикистана оформлять разрешительный документ (в их случае патент) сроком до 3-х лет. Закон о правовом положении иностранных граждан ограничивает их 2-мя годами.
Тема/проблема: О внесении изменений и дополнений в трудовое законодательство, отражающих специфику осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории РФ (реформирование трудового законодательства, применительно к иностранной рабочей силе).
Несмотря на введение в Трудовой Кодекс РФ (ТК РФ) новой главы 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства», ее положения не учитывают специфику, касающуюся отстранения от работы и прекращения трудовых отношений с такой многочисленной категорией иностранных граждан и лиц без гражданства, какими являются лица, получившие в РФ временное убежище или статус беженца.
С учетом положений ТК РФ, устанавливающих необходимость заключения с иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовых договоров на неопределенный срок, за исключением случаев, предусмотренных статьей 59 ТК РФ, требующих заключения срочных трудовых договоров, работодатель, привлекающий упомянутую выше категорию иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, не может прекратить с иностранным гражданином трудовые отношения в порядке, веденном главой 50.1 ТК РФ. При этом иностранные граждане, у которых истек срок действия удостоверения беженца или свидетельства о предоставлении временного убежища, лишаются возможности осуществлять трудовую деятельность.
Предложение: Предлагается внести в ТК РФ соответствующие изменения и дополнения.
Тема: Содействие в ускорении и облегчении адаптации и интеграции иностранных граждан на территории РФ
Проблема: Согласно отзывам экспертов меры, способствующие ускорению и облегчению процессов адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей на территории РФ, все еще не приносят ожидаемого эффекта, несмотря на присутствие этой проблемы в документе «Концепция Государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Концепция), утвержденном указом Президента Российской Федерации. При этом вопрос создания инфраструктуры, способствующей ускорению и облегчению процессов адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей на территории РФ, в том числе открытие центров информационной и правовой поддержки, должны были быть выполнены в течение первого этапа реализации Концепции в 2012 — 2015 годы.
Предложение: Продолжить работу над проектом федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» с учетом произошедших в последние годы изменений в законодательстве.
В законопроекте необходимо отразить ответственность органов исполнительной власти за реализацию комплекса мер по ускорению и облегчению адаптации и интеграции иностранных граждан. Необходимо также привлечь работодателей и их объединения к участию в содействии адаптации, имея в виду создание развитой инфраструктуры трудовой адаптации, отсутствие которой существенно затруднит трудовым мигрантам социальную и культурную адаптацию. При этом следует разработать и утвердить регламент деятельности организаций, выступающих в качестве центров содействия трудовой, социальной и культурной адаптации.
Тема/проблема: Осуществление многочисленными работодателями «теневой» деятельности в части привлечения и использования иностранной рабочей силы без заключения трудовых отношений, в отсутствие у трудовых мигрантов разрешительных документов на право трудовой деятельности и другие грубые нарушения миграционного, трудового, налогового законодательства РФ.
Предложение: Реализовать при активном участии объединений работодателей комплекс мер по формированию инфраструктуры сферы услуг, связанных с привлечением и использованием иностранных работников на предприятиях: