Формы негосударственного участия

Главная >> Мероприятия >> Материалы мероприятий >> Формы негосударственного участия в привлечении иностранных работников на российские предприятия (Курдюмов Н.В., Общественный совет при ФМС России, 24.06.2014г.)

Формы негосударственного участия в привлечении иностранных работников на российские предприятия (Курдюмов Н.В., Общественный совет при ФМС России, 24.06.2014г.)

Материалы к вопросу «Формы негосударственного участия в привлечении иностранных работников на российские предприятия» на заседание ОС ФМС России 24.06.14 г.

pixel


Необходимость рассмотрения вопроса о путях и формах активизации участия негосударственного сектора в процессах, связанных с привлечением и использованием востребованных иностранных работников в отрасли российской экономики, вызвана в целом следующими предпосылками.

Прежде всего, наличием ряда проблем с текущим состоянием процессов трудовой миграции в Российской Федерации, включая въезд, трудоустройство и последующее легальное пребывание в стране трудовых мигрантов (имеется в виду, прежде всего, трудовые мигранты из стран СНГ, представляющие наибольшую часть трудовой миграции).

В настоящее время качественные и количественные параметры потоков трудовой миграции слабо соответствуют текущим и перспективным запросами российских работодателей. Отдельные попытки инициировать как в странах исхода, так и в России процессы дообучения, переподготовки, другие формы повышения профессиональной пригодности и конкурентоспособности трудовых мигрантов в целях удовлетворения потребностей работодателей, практически не принесли ожидаемого результата. Трудоустройство с помощью теневого посредничества, которое в настоящее время доминирует в трудовой миграции, далеко не отвечает качественному и ответственному подбору востребованных работников из числа иностранных граждан. Содействие в трудоустройстве, включая неурегулированных мигрантов, сопровождается снижением требований к условиям труда и жилищно-бытовым условиям, демпингом зарплаты, культивированием принудительного труда, обманом, поборами и коррупцией. Такого рода ситуация поддерживается недобросовестными работодателями, ориентирующимися на рабский труд, услуги теневых посредников, да и некоторыми мигрантами, которые не стремятся к повышению своего профессионально-квалификационного уровня, и следовательно, своей конкурентоспособности на российском рынке труда. К сожалению, такое положение сложилось не сегодня и тенденция к его дальнейшему развитию сохраняется.

Позитивных изменений ситуации на рынке трудовой миграции вполне возможно добиться за счет перестройки управление потоками трудовых мигрантов так, чтобы во главе угла находился не столько сам трудовой мигрант, сколько его работодатель, предлагающий вакантное рабочее место. В настоящее время в России фактически отсутствует инфраструктура, на профессиональном уровне содействующая работодателям в подборе и сопровождении востребованных работников из числа иностранных граждан. К сожалению, деятельность, как государственных структур, так и негосударственных посредников ограничивается, в основном, примитивной «обработкой» трудовых мигрантов, которые прибывают в Россию самотеком.

Перестройка механизма на «обслуживание работодателя» видится в развертывании активной работы в следующих направлениях:

  • формирования сообщества профессиональных операторов услуг в сфере трудовой миграции, текущая деятельность которых пользуется спросом со стороны работодателей, так как они глубоко понимают суть запросов работодателей, профессионально владеют нормативно-правовой базой и законоприменительной практикой миграционного, трудового и налогового законодательства, овладели необходимыми знаниями и инструментами по всему комплексу вопросов и процедур легализации трудовых мигрантов в России
  • развития системы консультирования, информирования и обучения работодателей практическому применению нормативных правовых документов, регулирующих привлечение и использование иностранных работников (по нашей практике, полноценными участниками процессов законного привлечения и использования иностранных работников могут быть только хорошо информированные в этой области работодатели)
  • развития инфраструктуры, оказывающей содействие и обслуживающей интересы организаций малого и среднего бизнеса, в силу многочисленности и разнообразия их запросов на привлечение иностранных работников, но неспособности, часто по объективным причинам, профессионально сопровождать такие процессы (здесь роль операторов, предлагающих качественные услуги, особенно велика)
  • формирования и развития системы адаптационных центров для трудовых мигрантов в тесном взаимодействии с объединениями работодателей и операторами услуг по трудовой миграции, что позволит активнее развивать в деятельности центров направление трудовой адаптации или адаптации к рынку труда в России
  • более тесное сотрудничество, в т.ч. на условиях частно-государственного партнерства, объединений работодателей и операторов услуг по трудовой миграции с государственными структурами: службами занятости, ФГУП при ФМС, другими заинтересованными структурами в целях актуализации текущей деятельности в соответствии с запросами работодателей
  • разработки и реализации комплекса мер по активизации деятельности частных агентств занятости (ЧАЗов) в регулировании процессов трудовой миграции

Полагаем, что было бы целесообразным при реализации этих и других направлений деятельности учитывать многолетний опыт практической работы НП «Международный альянс “Трудовая миграция” (МАТМ), в том числе по разработке модельных нормативных правовых актов в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ, регулирующих деятельность ЧАЗов, как операторов услуг, среди которых можно выделить следующие:
  • Типовой законодательный акт МПА ЕврАзЭС «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства» №10-11 от 13.05.09г.
  • Концепция проекта ФЗ «Об основах рекрутинговой деятельности в сфере трудовой миграции» (включена в официальный Доклад Совета Федерации Федерального Совета РФ за 2007 год
  • Модельный закон МПА СНГ «О деятельности частных агентств занятости» от 28.10.2010 года
  • Проект ФЗ «Об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства трудящихся –мигрантов» (рассмотрен и обсужден на парламентских слушаниях в Совете Федерации Федерального Совета РФ 21.05.2009 года.

В последние годы в МАТМ сформирована и реализуется на практике система консультационно-информационных и обучающих услуг для работодателей по вопросам трудовой миграции. Посредством вебинаров, деловых завтраков, круглых столов, семинаров и тренингов ежегодно свыше 1000 работодателей имеют возможность повысить свой уровень знаний в этой области. МАТМ и его члены разработали и успешно внедряют в практику такие формы услуг для работодателей, как проверка соответствия документов работодателей требованиям законодательства, оценка рисков при реализации проектов, связанных с привлечением иностранных работников, администрирование процессов и предоставление предприятиям иностранного персонала.

В настоящее время МАТМ на базе объединений работодателей московского региона «Опора России» и Международной ассоциации делового сотрудничества (МАДС) реализуют проект создания Центра информационных и сервисных услуг для работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу. Одновременно разрабатывается проект Адаптационного центра для трудовых мигрантов московского региона, который будет опираться в своей работе на текущие и перспективные запросы работодателей, прежде всего в организациях малого и среднего бизнеса.

Особую актуальность рассматриваемому вопросу придает принятие 5 мая текущего года Федерального закона 116-ФЗ, в котором впервые на законодательном уровне закреплено понятие «частное агентство занятости» (ЧАЗ) и определена сфера его деятельности применительно к участию в осуществлении действий, связанных с временным предоставлением труда работников (персонала).

Принятые законом 116-ФЗ изменения затронули такие нормативные правовые акты, регулирующие занятость и трудовые отношения, как «Закон о занятости населения» и Трудовой кодекс РФ.

Согласно закону 116-ФЗ «частные агентства занятости — юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Таким образом, Правительству РФ в лице заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) предстоит разработать нормативные правовые документы, регулирующие порядок аккредитации ЧАЗов с учетом мнения Трехсторонней комиссии, а также определяющие сферу и порядок деятельности ЧАЗ, их права и обязанности.

Федеральный закон 116-ФЗ, ограничивая сферу деятельности ЧАЗ рамками временного предоставления труда работников (персонала), оставляет возможность ее развития и расширения. При этом особенно важно обратить внимание на развитие деятельности ЧАЗов в направлении предоставления иностранных работников. Известно, что наиболее чувствительными точками трудовой миграции являются теневые трудовые отношения, частая смена мигрантами места работы, социальная и жилищно-бытовая неустроенность работников. Все эти вопросы решаются в позитивном ключе, если работодателем выступает добросовестный ЧАЗ, поскольку он берет на себя обеспечение гарантий материального, медицинского, жилищного, правового характера. Конечно, есть примеры, когда эта форма деятельности (ЧАЗ, как работодатель для трудовых мигрантов) извращается и превращается в свою противоположность, но позитивный потенциал такого вида деятельности очень большой. Важно критически изучить позитивный опыт этой работы и зафиксировать в нормативных документах необходимые требования к таким ЧАЗам.

В процессе формирования инфраструктуры управления трудовой миграцией, прежде всего через активизацию роли ЧАЗов и других негосударственных операторов услуг в сфере трудовой миграции можно было бы воспользоваться опытом осуществления контроля за деятельностью ЧАЗов, оказывающих содействие гражданам России в трудоустройстве за рубежом.

Общественный совет при ФМС России, обсудив с привлечением экспертов вопрос об активизации форм негосударственного участия в привлечении иностранных работников на российские предприятия считает целесообразным рекомендовать:

1. Рекомендовать ЧАЗам и другим операторам услуг по трудовой миграции интенсифицировать работу с работодателями, прежде всего, представляющими организации малого и среднего бизнеса, по разъяснению актуальных вопросов миграционного законодательства и правоприменительной практики, ознакомлению с другими актуальными темами данной проблематики на основе использования таких форм как консультационные центры, проведения вебинаров, деловых завтраков, круглых столов, семинаров, тренингов и т.п.

2. Рекомендовать МАТМ продолжить работу с объединения работодателей «Опора России» и МАДС по созданию Центра информационных и сервисных услуг для работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, и Адаптационного центра для трудовых мигрантов

3. Рекомендовать ФГУП ФМС и его филиалам усилить взаимодействие с объединениями работодателей и аккредитованными операторами услуг в сфере трудовой миграции на основе развития различных форм частно-государственного партнерства.

4. Обратиться к МАТМ с просьбой организовать разработку проекта «Положения об аккредитации деятельности частных агентств занятости, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации» (по аналогии с Положением о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2012 г. № 1022).

5. Обратиться к МАТМ с просьбой организовать разработку на базе утвержденного модельного закона МПА СНГ «О деятельности частных агентств занятости» нормативного правового документа «О деятельности частных агентств занятости на территории РФ», в котором определить цели, задачи, сферу деятельности, права и обязанности частных агентств занятости, порядок их взаимодействия с государственными органами на территории РФ и с зарубежными организациями.

6. Внести в ФМС России предложение об обязательном включении в тексты международных договоров и соглашений об организованном наборе граждан одного государства для осуществления временной трудовой деятельности на территории другого государства отдельного положения (статьи) об участии частных агентств занятости в данном виде деятельности и порядке их взаимодействия с зарубежными партнерами.

7. Поддержать предложение МАТМ об изучении опыта работы тех ЧАЗов, которые оказывают в качестве работодателей услуги по временному предоставлению труда работников (персонала) из числа трудовых мигрантов и подготовки предложений по регламентации этого вида деятельности.