Коронавирус как форс-мажор в регулировании притока ...

Коронавирус как форс-мажор в регулировании притока иностранной рабочей силы

Тема создана 23.04.2020г. Автор - Виктор Комаровский

23.04.2020г.

Руководством страны предпринимается ряд мер, направленных на предотвращение пандемии в стране, смягчение последствий его воздействия на население и экономику страны. Предпринимается ряд мер и в сфере миграционной политики - продление сроков временного пребывания и т.п., получившие правовое закрепление в Указе Президента от 10.04.2020 №274.
Вместе с тем практика борьбы с коронавирусом со всей очевидностью показала необходимость не только преодоления конкретных неотложных антикризисных мер, но и разработку скоординированных превентивных мер, направленных на упреждение более отдаленные последствия пандемии и не только.
Осуществление срочных шагов нисколько не снижает необходимости разработки комплекса мер по противодействию вероятным негативным последствиям сегодняшнего форс-мажора. В первую очередь внимание должно быть уделено факторам, способным оказать масштабное негативное воздействие на российских граждан и экономику ряда секторов.
При современном уровне эффективности прогнозов возможных угроз, предпочтительно использование в основном сценарных подходов с соответствующей оценкой объема необходимых мер, доступных ресурсов и последовательности предпринимаемых шагов.
С точки зрения регулирования миграционных потоков и прежде всего притока трудовых мигрантов из сопредельных стран существует большая вероятность существенного роста предложения иностранной рабочей силы (далее ИРС) в обозримой перспективе.
Это может иметь не только положительные, но и негативные эффекты как с точки зрения распространения новых волн коронавируса, так и с точки зрения роста социальной напряженности на конкретных региональных и отраслевых рынках труда, вызванных избыточным предложением дешевой рабочей силы.
Традиционно пиковые значения притока трудовых мигрантов приходятся на 2-й квартал года. В этом году в связи с неблагоприятной ситуацией в экономике как России, так и сопредельных стран въезд в страну может начаться раньше даже несмотря на закрытие границ Россией и многими странами на постсоветском пространстве.
Наряду с возможным увеличением легального предложения труда ИРС на российском рынке труда серьёзной проблемой может стать невозможность ее легального использования в условиях существенного сокращения производства в ряде секторов экономики и прежде всего в тех, где доля ИСР особенно велика (ЖКХ, сфера обслуживания, торговля, строительство, легкая промышленность).
Все это чревато ускоренным ростом неформального сектора и скорее всего за счет «параллельной экономики» обслуживающей национальные диаспоры и в худшем случае - теневой экономики.
Все это требует разработки сценариев действий при развитии событий по,как минимум, трем вариантам развития событий на рынке труда: благоприятному (с незначительным ростом предложения труда ИРС); значительным притоком трудовых мигрантов в Россию и, наконец, по кризисному развитию событий (чрезмерному притоку схожему с недавними потоками беженцев).
Для первых двух сценарием вполне возможно будет достаточно имеющегося набора мер миграционного регулирования.
В последнем случае можно предложить ряд превентивных мер, которые могли бы смягчить последствия неблагоприятного развития событий в сфере трудовой миграции.

1. Введение временных ограничений на допуск в страну трудовых мигрантов (через региональные предельные показатели приема ИРС (это не квоты в нашей трактовке). Естественно иностранцы будут указывать другие цели въезда. Однако в этом случае у регулятора остается свобода рук внутри страны: санкции против работодателей нанимающих таких мигрантов, либо наказание мигрантов за несоблюдение режима пребывания.

2. Рост занятости трудовых мигрантов в неформальном секторе в современных условиях имеет ряд объективных ограничений из-за неблагоприятной экономической ситуации и прежде всего именно в секторах, где трудовых мигрантов больше всего.
Это связано с общей ситуацией в экономике. Происходит существенное сокращение активности во всех секторах, в которых традиционно заняты мигранты – сфера обслуживания, строительство, ряд промышленных производств и сельское хозяйство. Отсутствие реального спроса вряд ли подтолкнет к неформальному найму персонала. Расширение теневого бизнеса возможно, но также имеет свои ограничения.
Даже развитие параллельной/ диаспоральной экономики представляется весьма затрудненным опять же из-за ограниченности спроса на ее услуги.
Тем не менее, это не должно обнадеживать, т.к. блуждание по окрестностям мегаполисов толп трудовых мигрантов и так вызывает ряд проблем. Однако при катастрофическом росте числа подобных «соискателей работы» может привести к эксцессам.
Как временное решение можно предложить что-то вроде «общественных работ» по рекультивации свалок, ремонту дорог и т.п. Подобный опыт был накоплен во время предшествующих кризисов.
И это в свою очередь поднимает вопрос об усилении регионального звена отечественной службы занятости. А она в этом нуждается, т.к. низкие (в основном) показатели безработицы привели если не к деградации, то существенному ослаблению роли служб занятости.

3. И наконец, как временный барьер для сдерживания избыточного притока ИРС можно гипотетически рассматривать введение временной квази-визовой системы допуска ИРС в страну из стран ЕАЭС и СНГ, т.е. разрешений на въезд при наличии приглашений от работодателей. Это в свою очередь даст толчок развитию реальной системы организованного набора ИРС.

Автор - Виктор Комаровский

29.04.2020г.

Кабмин продлил запрет на въезд иностранцев в Россию
Премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что "пока нельзя назвать точную дату, когда ограничения, введенные из-за коронавируса, будут полностью сняты"
МОСКВА, 29 апреля. /ТАСС/. Правительство РФ продлило запрет на въезд иностранцев в Россию до улучшения ситуации с коронавирусом. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании президиума координационного совета по борьбе с коронавирусом. Он отметил, что "пока нельзя назвать точную дату, когда ограничения, введенные из-за коронавируса, будут полностью сняты, в том числе по пересечению границ России".
"До 30 апреля включительно для иностранных граждан действует ограничение на въезд в нашу страну. Я подписал распоряжение о продлении этого срока до тех пор, пока борьба с инфекцией не будет завершена, и эпидемиологическая ситуация не улучшится", - сказал глава кабмина.
Мишустин добавил, что "для некоторых категорий иностранных граждан ограничения на въезд будут отменены, в том числе для специалистов, которые ведут наладку и техническое обслуживание импортного оборудования".
"Такая мера позволит снизить негативное влияние ограничений на деятельность российских промышленных предприятий, включая те, которые производят оборудование для борьбы с коронавирусной инфекцией", - пояснил глава кабмина.
Ранее правительство России временно запретило въезд в страну иностранцам и лицам без гражданства до полуночи 1 мая. Это ограничение распространялось в том числе на тех, кто прибывает с территории Белоруссии. Исключение из этого правила было сделано для иностранных дипломатов, членов их семей, водителей грузовиков, лиц с обыкновенными частными визами, выданными в особых случаях по решению МИД России, членов семей граждан России и отдельных категорий граждан государств, с которыми у РФ действуют договоры о безвизовых поездках.

Источник - ТАСС

Автор - Аналитический центр Союза МАТМ

04.05.2020г.

О миграционных процессах в условиях пандемии
Московское бюро по правам человека готовит аналитический доклад о миграционных процессах в условиях пандемии коронавируса, а также проявлениях расизма и ксенофобии в разных странах. Об этом сообщил директор бюро и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод. Ожидается, что доклад поможет обратить внимание на актуальные проблемы органов власти и гражданского общества.
Авторы доклада рассматривают степень влияния пандемии на межэтнические отношения, миграционные процессы и рост ксенофобских настроений. Также эксперты изучают вопросы о том, придаст ли вирус дополнительное ускорение этнонационализму, религиозному радикализму, существуют ли эффективные противоядия против потенциального обострения ксенофобской пандемии.
«Правозащитное измерение в процессе борьбы с COVID-19 не менее важно, чем вопросы стратегического управления и техноэкономического развития. Так, в докладе обнародованы данные исследования, проведенного агентством по основным правам Европейского союза (FRA). В нем фиксируется всплеск зарегистрированных случаев расизма в отношении людей, имеющих китайское или азиатское происхождение. Ситуацию связывают с всплеском коронавируса. В отчете агентства отмечается, что кризис может иметь «глубокие последствия» для прав человека в Европейском Союзе», — поясняет Брод.
Пандемия коронавирусной инфекции и все, что с ней связано, обозначили проблемы в миграционной сфере. К примеру, произошло значительное сокращение рабочих мест.
«Как правило, трудовые мигранты не имеют сколько-нибудь значительных финансовых накоплений, позволяющих пережить кризисный период, и они вынуждены искать любую работу. Как следствие – резкий рост теневой занятости при демпинге зарплаты. Безработица и нелегальная трудовая деятельность, как правило, способствуют росту правонарушений, создают угрозу общественной безопасности, влекут развитие антисанитарных условий в быту, что крайне нежелательно в условиях пандемии», — говорит Брод.
Федеральное агентство по делам национальностей еще в начале апреля уведомило руководителей регионов о возможном обострении обстановки вокруг трудовых мигрантов, которые оказались в трудных условиях после введения ограничительных мер для борьбы с эпидемией коронавируса. Ряд специалистов опасаются как роста числа преступлений среди мигрантов, теряющих работу в городах-миллионниках, так и усиления ответной ксенофобии со стороны коренных жителей.
По мнению Брода, правительству следует провести специальное заседание по проблемам миграции, поскольку ситуация в последнее время накаляется. К участию в обсуждении темы следует привлечь представителей МВД, Минтруда, Минздрава, ФАДН, профсоюзов и объединений работодателей. Кроме того, Брод считает необходимым обсудить миграционные проблемы и на уровне исполнительного комитета СНГ и Евразийского экономического союза.
«Стоит рассмотреть возможность вывоза части мигрантов из России домой, в страны СНГ, оказание финансовой помощи правительствами стран Содружества мигрантам, застрявшим в нашей стране. Целесообразно подключать к поддержке мигрантов ресурс НКО. Так, Федерация мигрантов России консультирует приезжих, предоставляет информацию о вакансиях. Есть несколько национальных организаций, частных фондов, которые организовали доставку питания мигрантам. Заслуживает внимание работа Единого миграционного центра Московской области, который осуществляет взаимодействие с работодателями и информирует мигрантов о том, где они могут трудоустроиться. Подобные центры действуют во многих регионах, и они могли бы последовать опыту подмосковных коллег. Вопросы миграции и национальной политики требуют оперативного решения», — заключает Брод.

Источник: РАПСИ

Автор - Аналитический центр Союза МАТМ

Разместить свой текст обсуждения (не более 1000 знаков):
Вы не можете создавать темы (необходимо войти в свой аккаунт)

Войти на сайт