Течение сроков в свете Указа Президента от 18 апре ...

Течение сроков в свете Указа Президента от 18 апреля 2020 года № 274 О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Тема создана 20.04.2020г. Автор - Аналитический центр Союза МАТМ

20.04.2020г.

Приостановка действия разрешительных документов иностранных граждан на период пандемии (разрешения на работу, патенты и пр.)

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента от 18 апреля 2020 года № 274 О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) приостанавливаются на период времени с 15 марта по 15 июня 2020 года включительно:
Сроки действия документов, у которых в указанный период времени истекает срок действия:
- виза (скажем, у иностранца виза истекла 15 апреля, в таком случае после 15 июня он сможет находиться в России еще 32 «замороженных» дня (с 5-го марта по 15 апреля), которые сможет использовать на продление истекшей, либо оформление транзитной визы для выезда из страны);
- разрешение на временное проживание (аналогично, речь идет о возможности в дальнейшем подачи заявления о выдаче вида на жительство при условии соблюдения установленных сроков, которые, очевидно, будут перерасчитываться)
- вид на жительство (речь идет о необходимости подачи заявления о выдаче бессрочного вида на жительство либо продлении вида на жительство иностранных ВКС и членов их семей);
- миграционная карта с проставленными в ней отметками о продлении сроков действия. Формулировка ставит в тупик, поскольку на законодательном уровне отсутствует такой правовой институт как срок действия миграционной карты. Это один из сложившихся на бытовом уровне стереотипов, который, к сожалению, проник и в правовую практику. В соответствии с Правилами использования миграционной карты, утв. Постановлением Правительства от 16.08.2004г. № 413, - это документ, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию (Ф.И.О., паспортные данные, заявленная цель визита, предполагаемые сроки пребывания в России), а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации (путем проставления соответствующих отметок о продлении срока пребывания и подаче заявления о выдаче разрешения о временном проживании). Миграционная карта не имеет срока действия. Очевидно, что, как и случае со сроками временного и постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан, лица, участвовавшие в подготовке нормативного акта, об этом не были в курсе или имели в виду, что эти сроки привязаны к сроку пребывания, установленному статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан);
- удостоверение беженца (для восстановления сроков при его последующем продлении);
- свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу (для возможности в дальнейшем получить удостоверение беженца);
- свидетельство о предоставлении временного убежища (для восстановления сроков при его последующем продлении);
- свидетельство участника Госпрограммы переселения соотечественников;
- разрешение на работу (принцип действия нормы – аналогичный с расчетом срока действия визы);
- разрешение на привлечение и использование иностранных работников (аналогично с расчетом срока действия разрешения на работу);
- патента. Вместе с тем, институт патентов является настолько самобытным, что изложенные в Указе Президента положения требуют разъяснений в части прежде всего порядка оплаты фиксированного авансового платежа как в обозначенный в Указе период времени, так и по его истечении.

Что мы имеем на входе? Приостановить течение срока действия патента на период с 15 марта по 15 июня 2020 года в случае, если срок действия патента истекает в указанный период времени.
Но срок действия патента определяется периодом, за который оплачен фиксированный авансовый платеж (ФАП) в виде НДФЛ. Указ не предусматривает приостановление действия патента на три месяца, как многим кажется (что предполагало бы автоматически пролонгацию документа на три месяца без необходимости уплаты ФАП), поскольку с 15 марта до 15 июня включительно не три месяца, а 92 дня.
Целесообразным (для простоты восприятия) представляется использование положений подпункта «а» пункта 1 Указа о приостановке сроков пребывания в России иностранных граждан, поскольку срок пребывания указанной категории мигрантов определяется сроком действия патента. Предположим, что срок действия патента составляет до 20 апреля, соответственно и срок пребывания иностранного гражданина – до 20 апреля. То есть, в его случае «заморозке» подлежит период времени с 15 марта по 20 апреля или 36 дней. Следовательно, следующий авансовый платеж, с учетом положений Налогового Кодекса, регулирующего порядок уплаты ФАП (пункт 4 статьи 227.1 НК РФ) сдвигается на 36 дней и должен быть осуществлен не позднее чем за день до истечения получившегося в результате расчетов срока – 20 июля (считаем с 16-го июня + 36 дней – 1 день).
Соответственно, срок действия патента,по сути, продлится на 36 дней. Таким образом, вопрос не в том, что не нужно три месяца уплачивать ФАП, а в том, когда его необходимо уплачивать, чтобы срок действия патента не прекратился.
Такое положение вещей приведет к внедрению новой схемы расчета срока действия патентов, выданных в пределах последнего года.
Вместе с тем, специфика определения срока действия патента, отличающаяся от сроков действия любых других разрешительных документов, выдаваемых иностранным гражданам, потребует со стороны МВД официальных разъяснений.

Автор - Аналитический центр Союза МАТМ

20.04.2020г.

Приостановка мер административного характера в отношение иностранных граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента от 18 апреля 2020 года № 274 О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) устанавливается, что в отношении иностранных граждан в период времени с 15 марта по 15 июня включительно:
1.Не принимаются решения о нежелательности их пребывания (проживания) в России, об административном выдворении за пределы Российской Федерации (по решению суда), о депортации и передаче другому государству в рамках соглашений о реадмиссии.
Здесь следует отметить, что в числе отменяемых мер не указано принятие решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. В то время как такого рода решения как раз и принимаются в случае превышения иностранными гражданами сроков пребывания в нашей стране. При том что и решения о нежелательности пребывания, и решения о неразрешнии въезда имеют отсроченный характер (то есть по факту принимаются на основании событий, произошедших несколько недель, месяцев или лет назад). Тем более странно, наличие в перечне действий органов государственной власти, на совершение которых по сути введен мораторий, решения о нежелательности пребывания при отсутствии решения о неразрешении въезда. Такое положение вещей (с учетом обратной силы Указа) наверняка спровоцирует всплеск принятия соответствующих решений и, как следствие, нагрузку на административный аппарат МВД России и на судебную систему в части обращений иностранных граждан с ходатайствами об отмене соответствующих запретов.
Целесообразным представляется введение моратория на принятие решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию для иностранных граждан:
- прибывших в Российскую Федерацию условно до 18 марта 2020 года (Распоряжением Правительства от 16 марта 2020г. № 635-р установлены ограничения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан) на основании виз, у которых срок действия виз истекает в установленный Указом период;
- прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не ранее чем за 90 дней до 18 марта 2020 года.
Включение административного выдворения в перечень мер, не применяемых к иностранным гражданам с 15 марта текущего года:
во-первых, позволит иностранным гражданам с 18 апреля включительно в случае нарушения законодательства отделываться только административным штрафом
во-вторых, позволит отменять ранее принятые (с 15 марта по 18 апреля) решения судов об административном выдворении. Однако, Указ не содержит норм, регулирующих положение иностранных граждан в части порядка отмены таких решений (в настоящее время суды не рассматривают такую категорию дел) и тех из них, в отношении кого было принято решение о помещении в спецприемники системы МВД.

2. Не принимаются решения об аннулировании разрешительных документов: патентов, разрешений на работу, виз, разрешений на временное проживание и видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы, не принимаются решения о лишении статуса беженца и временного убежища.
Таким образом, у иностранных граждан, в отношении кого такие решения были приняты в период времени с 15 марта до 18 апреля (например аннулирование патента по причине непредставления копии заключенного с работодателем (заказчиком работ/услуг) договора в течение2-х месяцев со дня получения патента), появилась возможность ходатайствовать об отмене таких решений для восстановления своего статуса, что опять же увеличит нагрузку на административный аппарат МВД России и на судебную систему.

Автор - Аналитический центр Союза МАТМ

20.04.2020г.

Приостановка течения сроков временного пребывания и сроков постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) иностранных граждан в период с 15 марта по 15 июня 2020 года.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента от 18 апреля 2020 года № 274 О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) приостанавливаются на период времени с 15 марта по 15 июня 2020 года включительно:

1. Течение сроков временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в случае, если такие сроки истекают в указанный период.

Напоминаем, что максимально разрешенные сроки пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации установлен статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:
- для визовых иностранцев он определяется сроком действия выданной им визы;
- для безвизовых – не более 90 дней с даты въезда в Россию при непрерывном пребывании и принципом «90» из «180» в случае неоднократного въезда в страну (по сути, перестает действовать принцип «90» из «180», нарушение которого для безвизовых иностранцев чревато принятием решения о неразрешении въезда. Таким образом, как уже говорилось выше, если впоследствии МВД России не выпустит соответствующие разъяснения для своих сотрудников в части применения данной нормы, можно ожидать всплеска принятия решений о запрете мигрантам въезда в Россию за нахождение на территории страны в указанный период);
- для безвизовых ВКС и членов их семей – сроком действия разрешения на работу самого ВКС;
- для иностранных граждан, получивших (переоформивших) патент – сроком действия полученного или переоформленного ими патента;
- для иностранных студентов – сроком обучения.
Что для указанных категорий мигрантов означает приостановка течения сроков пребывания в Российской Федерации?
Целесообразно предположить, что в случае, если срок пребывания истек/истечет в период времени с 15 марта по 15 июня включительно, то дальнейший после 15 июня (начиная с 16-го) срок пребывания будет исчисляться в календарных днях как сумма количества дней от даты окончания срока пребывания до 15 марта включительно, прибавленная к 16 июня. Скажем, у иностранца частная виза истекла 15 апреля, в таком случае после 15 июня он сможет находиться в России еще 32 «неиспользованных» дня, которые сможет использовать на оформление транзитной визы для выезда из страны.

2. Течение сроков, на которые иностранные граждане были поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства.
Можно обоснованно предположить, что алгоритм предполагается такой же, как описанный выше:
Скажем, у иностранца срок пребывания (как принято безграмотно говорить, «регистрация) или срок регистрации по месту жительства истекает 15 мая, в таком случае после 15 июня он сможет находиться в России еще 62 «неиспользованных» дня, которые сможет использовать на совершение действий, направленных на постановку на учет или регистрацию по месту жительства на указанный период времени.

Автор - Аналитический центр Союза МАТМ

Разместить свой текст обсуждения (не более 1000 знаков):
Вы не можете создавать темы (необходимо войти в свой аккаунт)

Войти на сайт